Русское Географическое общество

Персональные страницы членов Комиссии научного туризма

2010 г.

 
 

 
 

 Главная

О Комиссии

Новости

Проекты

Экспедиции

Итоги экспедиций

Фото 

Видео 

Объявления  

Контакты

На сайт РГО

 
 

Научный туризм -

что это?

СМИ о нас

Твоя Экспедиция

Используемое Снаряжение

Сотрудничество

Окажем содействие

Публикации

Персоналии

Немного истории

Архив сайта

 

Цель реализации проектов комиссии:

укрепление связей народов России, ближнего и дальнего зарубежья через развитие познавательного туризма посредством участия в научно исследовательской и полевой работе  экспедиций Русского Географического общества

 

 

 

 

 

  

 

 

 

ЖАРНИКОВА СВЕТЛАНА ВАСИЛЬЕВНА

e-mail: anvinogradova@yandex.ru

Действительный член Русского Географического общества

Заместитель по науке председателя Комиссии научного туризма

Родилась в г.Владивостоке Приморского края.
В 1970 г. закончила факультет теории и истории изобразительного искусства ин-та живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина в Ленинграде. Работала в г.Анапе Краснодарского края и г.Краснодаре.
С 1978 по 2002 г. жила и работала в г.Вологде.
С 1978 по 1990 – научный сотрудник Вологодского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
С 1990 по 2002 г. – научный сотрудник, затем заместитель директора по научной работе Вологодского Научно-методического Центра культуры. Преподавала в Вологодском областном Институте повышения квалификации педагогических кадров и Вологодском Государственном педагогическом Институте.

С 1984 по 1988 г. – обучение в Аспирантуре института этнографии и антропологии АН СССР. Защитила диссертацию «Архаические мотивы северорусской орнаментики (к вопросу о возможных пра-славянско-индо-иранских параллелях).
Кандидат исторических наук.
С 2001 г. член Международного Клуба Ученых.
С 2003 г. живет и работает в Санкт-Петербурге.
Основной круг научных интересов: Арктическая прародина индоевропейцев; ведические истоки северорусской народной культуры; архаические корни северорусского орнамента; санскритские корни в топо и гидронимии Русского Севера; обряды и обрядовый фольклор; семантика народного костюма.

 

Читать статьи С.В. Жарниковой

I.

Коляда и зимние Святки

В древнейшей Традиции Руси самые важные точки года: зимнее и летнее солнцестояния, весеннее и осеннее равноденствия объединялись в символический "Крест Года". Это подтверждает "Велесова книга", в которой говорится о 4-х главных годовых праздниках: Коляде, Яро, Красной горке и Овсени.

Читайте ЗДЕСЬ

II.

К вопросу о возможной локализации священных гор Меру и Хары индоиранской (арийской) мифологии

Среди многих неразгаданных тайн древнейшей истории народов Евразии отнюдь не последнее место занимает проблема, вот уже более столетия волнующая умы исследователей и порождающая все новые и новые, порой абсолютно взаимоисключающие гипотезы, - это вопрос о том, где же находились легендарные Хара и Меру, священные северные горы индоиранского (арийского) эпоса и мифов, с которыми соотносят, как правило, скифские Рипейские, или Гиперборейские горы античных авторов.

Читайте ЗДЕСЬ

III.

Что значит - Русская земля

Согласно географии Махабхараты, огромная страна на берегах Белого и Баренцева морей именовалась Расаталой, что значит Русская земля.  Читайте ЗДЕСЬ

IV.

Даже названия сохранились

Древние гиперборейские названия сохранились в России до наших дней.  Читайте ЗДЕСЬ...

V.

Золотая нить

Символика нательной рубахи в русской народной традиции глубока и интересна. В обыденной жизни рубаха была основной формой одежды, из льняного полотна шили и мужские, и женские рубашки, украшая их ткаными орнаментами и вышивкой...."

Читайте ЗДЕСЬ...

VI.

Русские и германцы: Северная прародина

Взрывоопасное и чреватое многочисленными межнациональными конфликтами начало XXI века, пожалуй, как никогда заставляет людей задумываться над извечным вопросом: "Кто мы и откуда?"
Но для того, чтобы ответить хоть сколько-нибудь внятно на этот вопрос, нам необходимо погрузиться в глубины тысячелетий. И там, у колыбели современных народов Европы, перед нами предстанет картина, во многом неожиданная и поучительная... Читайте ЗДЕСЬ

VII.

Веда значит Знание

Русский Север... Его леса и нивы не топтали орды завоевателей, его свободный и гордый народ в большинстве своем не знал крепостного гнета, и именно здесь сохранились в чистоте и неприкосновенности древнейшие предания, обряды, былины, песни и сказки Руси...  Читайте ЗДЕСЬ

VIII.

Мы кто в этой старой Европе?

В северорусских говорах слова зачастую несут в себе более архаичный смысл, чем тот, который в измененном и отшлифованном виде сохранился в священном языке жрецов Древней Индии. В северорусском гаять – убирать, хорошо обрабатывать, а в санскрите гайя – дом, хозяйство, семья.
В вологодских говорах карта – это вытканный на половике узор, а в санскрите карт – прясть, отсекать, отделять. Слово прастава, то есть тканая орнаментальная или вышитая полоса, украшающая подолы рубах, концы полотенец и в целом декорирующая одежду, в санскрите означает – хвалебная песнь: ведь в гимнах Ригведы священная речь постоянно ассоциируется с орнаментом ткани, а поэтическое творчество мудрецов сравнивается с ткачеством – "ткань гимна", "ткать гимн" и так далее..."  Читайте ЗДЕСЬ

IX.

Восточная Европа как прародина индоевропейцев

Среди множества преданий, сохраненных памятью человечества, — древнеиндийский эпос Махабхарата считается величайшим памятником культуры, науки и истории предков всех индоевропейских народов. Изначально это было повествование о междуусобице народов Куру, живших более 5 тысяч лет назад между Гангом и Индом. Постепенно к основному тексту прибавлялись новые — и до нас Махабхарата дощла содержащей почти 200 тысяч строк в 18 книгах. В одной из них, названной "Лесной", описаны священные источники — реки и озера страны древних арьев, т. е. земли, на которой и разворачились события, рассказаные в эпосе...  Читайте ЗДЕСЬ

X.

Так ли прост русский Дед Мороз?

Восстанавливая сегодня в преддверии Нового Годамноготысячелетние традиции наших предков, полузабытые их потомками,  мы просто не можем не вспомнить зимние Святки - этот некогда самый большой, шумный и очень веселый русский праздник. И, конечно, его самого главного персонажа – Деда Мороза.

А вспоминая его, задать себе вопрос: "А так ли уж прост этот русский Дед Мороз"? Ответ окажется совсем не таким простым, как могло представиться на первый взгляд.

Читайте ЗДЕСЬ

XI.

Масленица. Или к теще на блины

Масленица. Обращаясь к этому очень любимому народному празднику, нельзя не отметить одно очень странное, на первый взгляд, обстоятельство - ведь исконное название этого праздника большинству из нас совсем неизвестно. "Масленица". "Щедрая Масленица". "Жирная Масленица". И так далее. Но во всех этих названиях всего лишь констатация наличия обрядовой еды – блинов и масла. И не более?  Читайте ЗДЕСЬ

XII.

Отражение ведических мифологем в восточнославянской календарной обрядности

Ф. И. Буслаев в своей знаменитой речи “О народной поэзии в древнерусской литературе”, произнесенной в 1858 году, подчеркивал, что “ясное и полное уразумение основных начал нашей народности есть едва ли не самый существенный вопрос и науки и русской жизни”. Пытаясь сегодня решить хотя бы малую часть этой задачи, мы обязаны обратиться к еще живой народной традиции и попробовать рассмотреть ее сквозь призму многотысячелетнего прошлого, в котором скрываются “основные начала нашей народности”. Отметим при этом, что в восточнославянской народной традиции вообще, а в северно-русской в особенности, сохранились такие элементы культуры, которые архаичнее не только древнегреческих, но даже и тех, что зафиксированы в текстах древнейших памятников индоевропейской мифологии — Ригведы, Махабхараты и Авесты.

Читайте ЗДЕСЬ

XIII.

Древние тайны Русского Севера

Русский Север - его леса и нивы не топтали орды завоевателей, его свободный и гордый народ в большинстве своем не знал крепостного гнета, и именно здесь сохранились в чистоте и неприкосновенности древнейшие песни, сказки, были на Руси. Именно здесь, по мнению многих исследователей, сохранились такие архаические обряды, ритуалы, традиции, которые древнее не только древнегреческих, но даже и зафиксированных в древнеиндийских "книгах знаний" - Ведах, самом древнем памятнике культуры всех индоевропейских народов. О значительной близости славянской и ведической мифологии писал еще в XIX веке А. Н. Афанасьев, который придавал огромное значение схождениям в мифологических сюжетах и обрядовой практике у восточных славян и древних.

Читайте ЗДЕСЬ

XIV.

Солнечная и Лунная Традиции

Говоря об основах общеиндоевропейского мировоззрения, о древнейших нравственных устоях предков практически всех современных народов Европы и многих народов Азии, мы не можем не вспомнить слова выдающегося мыслителя конца ХIХ – начала ХХ вв. Сент-Ив Д'Альвейдра, который писал о создателях этих мировоззренческих и нравственных основ – "допотопных патриархах белой расы Северного полюса" следующее: "Эти восстановители рек, морей, затопленных земель, укротители животного мира и дикой природы были мудрыми жрецами, военными инженерами, землепашцами и основателями городов, каких больше не видели. О Севере Европы, как прародине человечества писали: в ХVIII в.академик Жан Сильвен Байи, в ХIХ в. первый ректор Бостонского Университета Уильям Ф.Уоррен, в начале ХХ в. Бал Гангадхар Тилак и русский ученый Е.Елачач.   Читайте ЗДЕСЬ

XV.

Отражение языческих верований и культа в орнаментике

северорусских женских головных уборов

Одним из важнейших направлений работы историко–краеведческих музеев является атеистическое воспитание населения музейными средствами. В то время как русская православная царковь серьезно и энергично готовится к празднованию 1000–летия введения христианства на Руси, работники идеологического фронта должны противопоставить этой подготовке широкую массовую разъяснительную атеистическую работу с привлечением ярких, наглядных и убедительных материалов. Думаетея, что в такой работе большую помощь могли бы оказать фонды произведений народного прикладного искусства, памятники которого сохранили в своем образном строе реликты древнейших мировоззренческих схем, сложившихся еще в недрах раннеземледельческих обществ, т. е. тех взглядов, представлений, символов, которые стали в значительной мере составляющей своеобразного феномена, называемого русским православием. Следы древнейших тотемических представлений мы постоянно прослеживаем в иконных композициях, в ритуале православной церкви, в ее обрядности.  Читайте ЗДЕСЬ

XVI.

О попытке интерпретации значения некоторых образов русской народной вышивки архаического типа

Русская народная вышивка архаического типа была объектом исследования многих ученых. Весьма обширная библиография работ, посвященных этому вопросу, яркое тому подтверждение. Трудами А. А. Афанасьева, А. К. Амброза, В. С. Воронова, В. А. Городцова, Л. А. Динцеса, Г. С. Масловой, Б. А. Рыбакова и многих других исследователей в значительной мере выявлен генезис узоров русской народной вышивки.

Читайте ЗДЕСЬ


XVII.

Образы водоплавающих птиц в русской народной традиции

Образы водоплавающих птиц — уток, гусей и лебедей — играют в русской фольклорной традиции исключительную роль. Зачастую именно утица, лебедь или гусь маркируют собой сферу сакрального в обрядовых песнях календарного цикла.

Читайте ЗДЕСЬ


XVIII.

История и этнография восточных славян

Может быть, то, что я буду сейчас говорить, поставит ваши представления об истории нашего народа с ног на голову, отнеситесь к этому относительно спокойно. Любая историческая парадигма существует до тех пор, пока не появляется новая парадигма. Все наше знание – относительное явление. Я не претендую на истину в последней инстанции, но данные многих наук, сопредельных этнографии, дают нам сегодня удивительно интересный материал, и позволяют посмотреть на историю северо-восточной Европы под другим углом, чем мы с вами привыкли смотреть.

Читайте ЗДЕСЬ

 

XIX.

Ничего сверх Света!

Термин "Игра" или более древнее "Ягра" восходит к глубочайшей индоевропейской древности. Изначально он обозначал культовое действие – жертвоприношение Свету - Космическому Закону Вселенной. Это жертвоприношение (санскрит Ягья – жертвоприношение + Ра – Закон, Свет) включало в себя ритуальные песни и пляски, очищение огнем и водой, общую трапезу, включающую возлияния медом и ячменным пивом, а также ритуальный бег.

Читайте ЗДЕСЬ

 

XX.

Палеолит Золотой Век Махабхараты

Среди множества неразрешенных проблем истории народов Евразии одной из интереснейших представляется проблема древнейшей истории Европейского Севера той далекой поры, в которой мы должны искать истоки и корни своеобразной и неповторимой северорусской культуры.

«Сказка Севера глубока и пленительна, - писал об этой земле Николай Константинович Рерих. Северные ветры бодры и веселы. Северные озера задумчивы. Северные реки серебристые. Потемнелые леса мудры. Зеленые холмы бывалые. Серые камни в кругах чудесами полны. Все ищем прекрасную Древнюю Русь».

Читайте ЗДЕСЬ

XXI.

Преамбула

Проблема локализации прародины индоевропейских народов стоит перед наукой более 200 лет. Предполагавшиеся в разное время в качестве их прародины:

- Индия,

- склоны Гималаев,

- Центральная Азия,

- азиатские степи,

- Месопотамия,

- Ближний и Средний Восток,

- Армянское нагорье,

- территории от Западной Франции до Урала,

- территория от Рейна до Дона,

- черноморско-каспийские степи,

- степи от Рейна до Гиндукуша,

- районы между Средиземноморьем и Алтаем,

- Западная Европа

Читайте ЗДЕСЬ

XXII.

Межнациональные отношения в свете новой российской национальной идеи

В настоящее время проблемы молодежной политики, а следовательно, и межнациональных и межконфессональных отношений становятся как никогда актуальны. Попытки пастулировать православие, точнее ту его форму, которая сложилась за время правления династии Романовых, как основу основ российкого государства, должных результатов не принесли (не говоря уже о том, что «воцерковление» на фоне чудовищной безнравственности выглядит в начале XXI века несколько театрально).

Читайте ЗДЕСЬ

XXIII.

Гусли - инструмент Вселенной    

Смотрите ЗДЕСЬ

Жарникова СВ. Гусли - инструмент гармонизации Вселенной

Алексей Малиновский

 

Видео 

Жарникова СВ 

Гусли -

инструмент гармонизации Вселенной

XXIV.

Про Бабу-Ягу и не только

24:29

 

26:12

24:44

18:01

XXV.

Кто Вы, дети Эллады?

Все, кто хоть раз был в Греции, на вопрос о том, на вопрос о том, как выглядят местные жители, отвечают одинаково: «типичные средиземноморцы». И, кажется, что так было всегда. И двести, и пятьсот, и тысячу, и пять тысяч лет назад. Однако, древние эллины, судя по всему, были совсем не похожи на своих далеких потомков. И оснований утверждать это – больше чем достаточно.

Читайте ЗДЕСЬ

XXVI.

Так вот Вы кто, Тёща!

По-новому выполненный анализ ведийских, авестийских, древнешумерских, аккадских, египетских, критских, греческих, этрусских и севернорусских текстов, мифов и сказок позволили объяснить самый сакральный из древнейших образов Великой Матери.

Читайте ЗДЕСЬ

XXVII.

У ног САХа

Когда мы говорим о северо-восточноевропейских возвышенностях, входящих в систему широтных поднятий, делящих реки на текущие к северу и текущие к югу, во II веке Клавдием Птолемеем названныхГиперборейскими, мы должны отчетливо представлять себе, что это весьма многочисленные географические объекты. Судите сами.
Читайте ЗДЕСЬ

Перечень печатных трудов С.В. Жарниковой

  1. Восточнославянское языческое верховное божество и следы его культа в орнаментике северорусских женских головных уборов // Всесоюзная сессия по итогам полевых этнографических исследований 1980 -1981 гг. Тезисы докладов: Нальчик 1982- с. 147-148 (0,1 п.л.)

  2. О попытке интерпретации значения некоторых образов русской народной вышивки архаического типа. // Советская этнография 1983 - № 1, с. 87-94 (0,5 п.л.)

  3. О некоторых архаических мотивах вышивки Сольвычегодских кокошников северодвинского типа // Советская этнография 1985- №1 с. 107-115 (0,5 п.л.)

  4. Архаические мотивы северорусской народной вышивки и их параллели в древнейших орнаментах населения Евразийских степей // Информбюллетень МАИКЦА (ЮНЕСКО) Москва: Наука 1985 - в 6-8 (русский и английский варианты) с. 12-31 (1 п.л.)

  5. Отражение языческих верований и культа в орнаментике северорусских женских головных уборов // Научно-атеистические исследования в музеях Л. ГМИРиА 1986-с.96-107(1 п.л.)

  6. К вопросу о возможной локализации священных гор Меру и Хары индоиранской (арийской) мифологии // Информбюллетень МАИКЦА (Юнеско) М.1986 В. 11 (рус¬ский и английский варианты) с.31-44 (1 п.л.)

  7. Фаллическая символика северорусской прялки как реликт праславянско- индоиранской близости // Историческая динамика расовой и этнической дифференциации населения Азии. М: Наука 1987 с.330-146 (1.3 п.л.)

  8. О возможных истоках образов птиц в русской народной обрядовой поэзии и прикладном искусстве // Всесоюзная научно-практическая конференция. Фольклор. Проблемы сохранения, изучения, пропаганды. Тезисы докладов М. 1988 с. 112-114 (0.2 п.л.)

  9. Архаические мотивы севернорусской орнаментики (к вопросу о возможных праславянско-индоиранских параллелях) Канд. Диссертация, Институт этнографии и антропологии АН СССР 1989 (10 п.л.)

  10. О возможных истоках образа коня-оленя в индоиранской мифологии, скифо-сакской и северорусской орнаментальных традициях // Всесоюзная школа-семинар по семиотике культуры. Архангельск. 1989 с.72-75 (0,3 п.л.)

  11. Где же Вы, горы Меру? // Вокруг света. №3 1989 с.38-41.

  12. Задачи этнографического изучения Вологодской области // Вторая краеведческая научно-практическая конференция. Тезисы докладов. Вологда 1989 (0,1 п.л.).

  13. Возможные истоки образа коня-гуся и коня-оленя в индоиранской (арийской) мифологии // Информбюллетень МАИКЦА (Юнеско) М : Наука 1990 в. 16 (русский и английский варианты) с.84-103 (2 п.л.)

  14. « Ригведа «о северной прародине арьев // Третья краеведческая научно- практическая конференция. Тезисы докладов, Вологда 1989 (0,2 п.л.)

  15. Обрядовые функции северорусского женского народного костюма. Вологда 1991 (2,5 и.л.)

  16. Узоры ведут по древним тропам // Слово 1992 № 10 с. 14-15 (0,4 п.л.)

  17. Исторические корни северорусской народной культуры // Информационно- практическая конференция по проблемам традиционной народной культуры Северо- Западного региона России. Тезисы докладов. Вологда. 1993 с. 10-12 (О,2 п.л.)

  18. Загадка Вологодских узоров // Древность: Арьи. Славяне. B.I M: Витязь 1994 с 40- 52 (1 п.л.)

  19. Древние тайны русского Севера // Древность: Арьи Славяне В.2 М: Витязь 1994 с.59-73 (1 п.л.)

  20. Образы водоплавающих птиц в русской народной традиции (Истоки и генезис) Культура Русского Севера Вологда Издание ВГПИ 1994 с. 108-119 (1 п.л.)

  21. Узоры ведут в древность // Радонеж 1995 №6 с.40-41 (0,2 п.л.)

  22. Древние тайны Русского Севера // Древность: Арьи. Славяне. Изд.2 М: Палея 1996 с.93-125(2 п.л.)

  23. Мы кто в этой старой Европе // Наука и жизнь №5 1997 (0,7 п.л.)

  24. Древние тайны Русского Севера // Кто они и откуда? Древнейшие связи славян и арьев М.1998 с.101-129, 209-220 (3 п.л.)

  25. Мир образов русской прялки Вологда 2000 (3 п.л.)

  26. Славяне и арьи в Вологодской, Олонецкой (Карелия), Архангельской и Новгородской губерниях М. Экономическая газета № 1,2,3 2000 г. (3 п.л.)

  27. Дорогами мифов (А.С.Пушкин и русская народная сказка) // Этнографическое обозрение №2 2000 г. с 128-140 (1.5 п.л.)

  28. Откуда пришел наш Дед Мороз // Мир детского театра № 2 2000г. с 94-96

  29. Так ли прост наш Дед Мороз // Вокруг Света № 1.2001 г. с. 7-8

  30. Концепция программы « Великий Устюг - Родина Деда Мороза « Вологда 2000 (5n.л.)

  31. Сохранились даже названия рек (в соавт. с А.Г. Виноградовым) // СПб - Новый Петербург №18 2001г. (0,25 п.л.)

  32. Где же ты Гиперборея? (в соавт. с А.Г. Виноградовым) // СПб - Новый Петербург №22 2001г. (0,25 п.л.)

  33. Отражение ведических мифологем в восточнославянской календарной обрядности // На пути к возрождению. Опыт освоения традиций народной культуры Вологодской области. Вологда. 2001 г. с.36-43 (0,5 п.л.)

  34. Преданья старины глубокой (в соавт. с А.Г. Виноградовым) в редакции Нового Петербурга (0,25 п.л.)

  35. Золотая нить (Древнейшие истоки народной культуры Русского Севера)

  36. Архаические корни традиционной культуpы Русского Севера, Вологда. 2003. (11, 5 п.л.)

  37. Исторические корни календарных обрядов. Вологда. 2003 г. (5 п.л.)

  38. Ферапонтовская Мадонна // Пятницкий бульвар. Вологда. № 7(11), 2003. с. 6-9.

  39. Восточная Европа как прародина индоевропейцев. (в соавт. С А.Г.Виноградовым) // Реальность и субъект. – СПб. 2002. №3 том 6.с.119-121

  40. О Локализации священных гор Меру и Хары // Гиперборейские корни Калокагатии. – СПб, 2002. с.65-84

  41. Реки - хранилища памяти (в соавт. с А.Г.Виноградовым)// Русский Север – прародина индо-славов. – М.: Вече.2003. с.253-257.

  42. Древние танцы Русского Севера//Русский Север – прародина индо-славов. – М.; Вече. 2003, с.258-289.

  43. Веды и восточнославянская календарная обрядность// Русский Север – прародина индо-славов. М.; Вече, 2003. с.290-299.

  44. А.С.Пушкин и древнейшие образы русских сказок// Русский Север – прародина индо-славов. М.: Вече. 2003. с.300-310.

  45. Арьяна-Гиперборея – Русь. (В соавт. с А.Г.Виноградовым). Рукопись. (50 авт.л.)

 

 

Проекты и направления работы комиссии подробнее здесь...

 

 

 

 

В начало страницы

 

Copyright  ©  2004-2010 Комиссия научного туризма Русского Географического общества

190000 Санкт-Петербург, пер. Гривцова 10

 

 
 

190000, Россия
Санкт-Петербург
пер. Гривцова, дом 10Тел/факс:

+7 904 337 8640

+7-800 700-1845

E-mail:

rgo-knt@mail.ru

 

Тритон: туристическое снаряжение, суда для водного туризма (байдарки, катамараны), спальники, палатки, спасательные жилеты

Рации Беркут-803М

Мнев и К

 
Rambler's Top100