 |
С.В. Жарникова |
Термин "Игра" или более древнее "Ягра" восходит к
глубочайшей индоевропейской древности. Изначально он
обозначал культовое действие – жертвоприношение
Свету - Космическому Закону Вселенной. Это
жертвоприношение (санскрит Ягья –
жертвоприношение + Ра – Закон, Свет) включало
в себя ритуальные песни и пляски, очищение огнем и
водой, общую трапезу, включающую возлияния медом и
ячменным пивом, а также ритуальный бег. Здесь можно
вспомнить такие понятия как: греческое ikpia
– "помост", "алтарь", латинское niger –
"чёрный, нечистый" от ne + iger, т.е.
"неочищенный", "не принимавший участие в культовом
действии". В этот же ряд входят такие термины, как
латинское ludus - игра, laudare –
возносить хвалу, немецкое loden – "пылать",
русское луда – "ослепительный блеск",
лудить – "чистить" и соответственно люди
– очищенные в игре. Русское слово "радость" -
первоначально также имело ритуальный смысл и
означало буквально "достижение Ра", "приобщение к
божественному Свету".
 |
Бал Гангадхар Тилак |
Восстанавливая по крупицам ту древнюю
философски-религиозную систему, которая, как основа
общеиндоевропейской культуры, сложилась на севере
Восточной Европы в глубочайшей древности, мы прежде
всего должны обратиться к древнейшим памятникам
науки, культуры и религии индоевропейских народов –
Ригведе, Махабхарате и Авесте. А также к тем
народным традициям, которые сохранились на Русском
Севере вплоть до первых десятилетий ХХ века, а
зачастую и до наших дней. Использовать данные
Ригведы, Махабхараты и Авесты необходимо, т.к.
основной блок этих памятников складывался именно в
приполярных широтах Восточной Европы, что
убедительно доказал в своей книге
"Арктическая Родина в Ведах" ещё в 1903 г.
выдающийся индийский учёный и общественный деятель
Бал Гангадхар Тилак.
При анализе этих текстов мы получаем
следующую "мифологическую" картину сотворения
Вселенной. Так первая книга Махабхараты "Адипарва"
утверждает, что:
"В этом мире, когда он без блеска и
света был окутан со всех сторон мраком, появилось в
начале юги как первопричина одно огромное яйцо,
вечное, как семя всех существ, которое называют
Махадивья. В нем подлинным Светом был вечный Брахма,
чудесный и непредставимый, вездесущий, тот кто есть
скрытая и неуловимая причина реального и
нереального".
В другой книге эпоса "Ашвамедхсекапарве"
расшифровывается то, что стоит за понятием "Брахма"
или (точнее) "Брахмо" - оно. Его здесь называют
"эфиром". Текст гласит: "Эфир – высший из
элементов… У него есть лишь одно свойство и
называется оно звуком". Считается, что эфир
порождает семь звуков и аккорд. Затем следует
"ветер" или "дыхание, движение", у которого два
свойства – звук и касание. Причем, свойство,
присущее только "ветру" это касание (т.е. инерция).
И, наконец, третий этап творения – Свет, который
обладает тремя свойствами – звуком, касанием и
образом. Свойством, присущим только свету, является
Образ. То есть Свет, обладающий звуком, касанием и
образом, рожденный инерцией движения эфира (Брахмо),
в своей тройственности и созидает мир Образов, т.е.
мир Проявленного.
В Махабхарате говорится о том, что
"тот мудрец создал пространство и произвел основу
личности (аханкара), по своей сути она небесна".
Таким образом, основой материи является Свет -
эманация Творца, но более глубинной основой
существования материального мира, как явствует из
текста, была "мысль" (или "слово") "Пробужденного",
которая и дала толчок к переходу от небытия к бытию
и материализации Вселенной. Подобное
структурирование имеет место и в Библии, где
говорится: "Земля же была безвидна и пуста и тьма
над бездною" (Книга "Бытие" I, 2). "И сказал
Бог, да будет Свет. И стал Свет". (Бытие I,3).
Таким образом, создание и систематизация вещества в
системе времени–пространства через введение движения
– Света, согласно мысли и слову Творца, идентично
тому же процессу в древнеиндийском эпосе.
Если мы обратимся к древнеегипетским
эзотерическим текстам, то и там утверждается, что
"только тот, кто сможет постигнуть Свет, быстрее
света солнца и звёзд, растворенный в абсолютной
тьме, только тот сможет постигнуть тайну Осириса",
т.е. тайну Принципа Вселенной.
 |
Жан Сильвен Байи |
И здесь имеет смысл вспомнить слова выдающегося
французского мыслителя ХVIII в. Жана Сильвена Байи,
который в своей переписке с Вольтером утверждал, что
культ Осириса с его 40 дневным отсутствием и
воскресением мог появиться только в приполярных
широтах Восточной Европы, на берегах Ледовитого
Океана. "Мне неловко изобличать финикийцев,
египтян и греков, кои через наставления, через
присвоенную славу прослыли самыми древними и
наиболее творческими среди вселенских народов" –
пишет Байи.
На рубеже ХIХ – ХХ веков
соотечественник Байи – маркиз Сент-Ив Д’Альвейдр
говорит о хранителях всех древнейших знаний
человечества – "допотопных патриархах белой расы
Северного полюса" как о создателях превосходной
науки, которая была "союзом науки и религии…
достижением их синтеза в мудрости". Он подчеркивает,
что:
 |
Сент-ив Д'Альвейдр |
"Первые патриархи осознали солидарность обоих
модусов существования, зачинаемых рождением и
смертью, и присущие этим модусам среды. Среды эти
суть: астральное небо для физиологической
ассимиляции сих субстанций путём воспроизведения и
растительного питания и, после смерти, или, вернее,
трансценденции; флюидическое небо для возвращения к
виду и прямой ассимиляции сверхэфирных субстанций. И
это в зависимости от степени чистоты, реализованной
свободой и ответственностью души… В числе памятников
, свидетельствующих о степени знания древнейших
патриархов, на первом месте надо поставить
физиологию времени, организм его функций, гармонию
его властей, логику его революций. Именно данный
синтез, содержащий в себе все перечисленные анализы,
олицетворял для них саму науку, подвластную совести
и предвидению, или провидению, космического разума
универсального Слова, Творца всего сущего, и его
Охранителя путем вечного циклического обновления".
О широком распространении этих знаний
среди далеких потомков "допотопных патриархов
Северного полюса" свидетельствуют многие факты. Так
в раннесредневековом поучении против язычества –
знаменитом "Слове о твари и днии рекомом неделе" (ХII
– ХIII в.в.) говорится, что русские язычники
поклоняются в первый день семидневной недели
"воскресенье" не солнцу ("вещь бо солнце свету"), а
"белому свету", т.е. Свету Вселенскому. Б.А.Рыбаков
писал в связи с этим, что:
 |
Б.А. Рыбаков |
"Это, очевидно, тот самый свет, существовавший,
но древним представлениям, независимо от солнца, о
котором говорится в Библии при описании первого дня
творения. Вот этот – то свет, не имеющий видимого
источника, "неосязаемый и неисповедимый", как
эманация божества, творящего мир, и был предметом
поклонения средневековых язычников, а следовательно
и объектом обличений церковников".
Говоря о том, что создавая некое
условное изображение Творца Света ("твари,
написаной в образ человечь"), наши предки
именовали его Родом, стоит отметить, что в языке
древнеарийской культуры – санскрите термин Родас
объединяет в себе Небо и Землю, т.е. является
названием всей Вселенной. Но символом Рода или
"Белого Света" в русском народном искусстве всегда
было колесо с шестью спицами или шестилепестковая
розетка. Б.А.Рыбаков отмечал, что если солнце в
народной традиции может обозначаться разными знаками
(круг, крест, крест в круге, круг с
восьмилепестковой или шестилепестковой розеткой), то
"белый свет" (Род) всегда обозначался только колесом
с шестью спицами. Отметим, что шестилепестковая
розетка и колесо с шестью спицами были символами
римского Юпитера. Переход этого знака в христианстве
в монограмму Иисуса Христа, как считает Б.А.Рыбаков,
"надежно подтверждает древнее, исконное значение
шестилучевого знака как символа света во всей
многогранности этого понятия".
Итак, в начале всех начал, в основе
всего, стоит он – Закон Неба, Божественный
Порядок, Свет, который порождает и "проявленный,
преходящий" и "непроявленный, непреходящий" миры.
Что касается мира "проявленного", в основе которого
находится эманация света, трансформирующаяся в
различные видимые формы, то в разных религиозных
системах мы сталкиваемся с практически идентичными
образными структурами. В древнеарийской традиции
четко вычленяются три мира – "Трилока". Это мир
божественных идей; мир проявленный, т.е. мир нашей
реальности, а точнее реальности отраженной нашим
сознанием; и, наконец, мир ушедших, зеркальный
нашему. Заметим, что в русской народной традиции им
соответствуют также три мира: Правь, Явь, Навь. Их
единство и дает всю сумму Света (ведь уходим мы не
во тьму, а "на Тот Свет"). В этой традиции вся
Вселенная есть только различные проявления Абсолюта,
который трансформируясь, приносит себя в жертву и
расчленяя себя творит эти три мира, сохраняя их в
себе в единстве. Человек, как одно из проявлений
эманации Абсолюта или Света, также является жертвой.
Об этом говорит и древний текст
"Чхандогья Упанишады": "Поистине, человек –
жертвоприношение". Вся жизнь индивида
воспринимается в сутрах как жертвоприношение,
которое завершается принесением в жертву самого тела
человека, сжигаемого на погребальном костре и
возвращающегося к изначальному световому состоянию.
В этой религиозно-мировоззренческой
системе жертвоприношение отдельного человека - это
его собственная жизнь, в зависимости от выполнения
им его вселенской задачи и, следовательно,
приближения или удаления от постижения Сверхсветлого
Света. Ведь не случайно мы до сих пор говорим о
"прозрении", "озарении", "просветленности", имея в
виду наивысшие состояния человеческого духа. Но для
социума, для коллектива людей необходимы были такие
отправные моменты, когда появлялась возможность не
только соединить все эти индивидуальные жизни –
жертвоприношения воедино, но и объединить все три
мира Вселенной – Правь, Явь и Навь. И очиститься в
их Абсолютном Свете.
Такими отправными точками в русской
народной традиции были календарные даты, отмечающие
"крест года": зимнее и летнее солнцестояния;
весеннее и осеннее равноденствия. Обратим внимание
на то, что все эти обрядовые циклы определяются
одним термином "Игры". Мы уже отмечали, что темин "Ягра"
(Игра) состоит из двух частей: Яг – "жертва"
и Ра – "Свет, Порядок, Закон". Лингвист Н.Д.
Андреев полагает, что "в бореальном праязыке (прапредке
праиндоевропейского, прафинноугорского и
пратюрскского языков) с "Ра" были связаны
понятия "направлять", "группировать", "считать". В
санскрите RaJati – "направляет, управляет";
RAI – "изобилие, богатство". Вторичные
значения появились по линии "призывать" (направляя к
себе голосом), "громко звать", "кричать", отсюда
санскр. RaUti ("кричит, ревет").
Как считает М. Маковский: "Игра
первоначально означала "культовой действие" и
соотносилась понятиями: "жертвоприношение, танцы
жрецов, заклинание, огонь, возлияние". Он же
отмечает, что в русских диалектах понятие
"играть" звучит иногда как "молить". Но в
осетинском (аланском) "molyn" - "выиграть в игре,
состязании", где само состязание воспринимается
также, как жертвоприношение. Жертвоприношение
предполагает некий духовный и физический подъем,
поэтому не удивительно, что в аланском mal – гора.
Причем, такие параллели характерны для многих
индоевропейских языков. Слова со значением "верх,
верхний" соотносятся со словами "творить, делать".
Как возможная форма жертвоприношения в
индоевропейском праязыке зафиксированы следующие
понятия: петь, плясать, быстро двигаться, прыгать,
соревноваться, борьба. Здесь интересны
сопоставления: в древнеиндийском duvas –
"стремящийся вперед" и duvas – "дар богам", в
авестийском barag "религиозный обряд,
ритуал", а в древнескандинавском barr
"ячмень". О.Н. Трубачев показал, что с русским
"петь" соотносится "пить".
Таким образом, в комплекс обрядовых
действий "Ягры" входили:
- песни,
- пляски,
- игра на музыкальных инструментах,
- различные возлияния.
Судя по всему, ритуальными напитками
были мед и ячменное пиво. Именно ячменное пиво
воспевают гимны Ригведы. В русской, осетинской,
древнегреческой, древнеримской, древнеегипетской,
древнегерманской традиции ячменное пиво – священный
напиток. Отметим, что ячмень - самый северный из
хлебов, в диком виде не растущий южнее 55° северной
широты, а настоящее ячменное пиво, приготовленное по
традиционным народным рецептам – прекрасное
тонизирующее и очищающее средство.
Древнегреческие авторы говорят о том,
что "скифы–русь и другие гиперборейские народы,
которые живут у арктического пояса", и есть те
самые "счастливые гипербореи", которые всегда
веселятся, поют и пляшут, и славят вместе с лебедями
Аполлона, но никогда не приносят кровавых
жертвоприношений. И поэтому "Гиперборейские и
Аримасповские города и Елисейские поля суть
обитатели праведных". Судя по-всему эта,
прославленная древними греками праведность, и
достигалась участием всего народа в очищающих душу и
тело яграх.
В чем выражалось это участие и что
давало людям, свершающим такое жертвоприношение?
"Ягра" состояла из состязаний поэтов,
певцов, музыкантов. Как правило, все эти ипостаси
сочетались в одном лице – мудреце, поэте, творце
священного гимна. Озарение, нисходящее на поэта –
музыканта – певца, светоносность творческого
процесса – это то, о чем постоянно говорят гимны
Ригведы.
Во многих из них Огонь, являющийся
воплощением Вселенского Света и Космического Закона
на Земле, прямо называется "вдохновенным поэтом",
или говорится о том, что "на службе у него поэты,
действующие мудро" (Ригведа, I, 31), что Огонь
"наставляет простака, называет ему направления,
как более сведущий". Огонь (Свет) называется
"поэтом, которого надо призывать хвалебной песнью"
и тогда он приходит "набухший от влаги
Вселенского Закона и движется прямыми путями Закона,
направляя эту влагу" (Ригведа, I, 79).
Ригведа утверждает, что именно
"благодаря поэтическому искусству "он [Огонь]
породил это потомство людей" и "его усиливают
эти гимны" (Ригведа, I, 96). Об Огне говорят,
что "именно он рождает высшее жизненное дыхание,
несокрушимую жизнь" (Ригведа, I, 140) и его
"погоняют поэтические мысли, десять пальцев жреца"
- музыканта (Ригведа, I, 144), он "ведун,
постигший Вселенский Закон, истинный Бог" (Ригведа,
I, 145). Гимны утверждают, что Огонь (Свет) "по
вспышкам вдохновения превосходит любого искушенного
жреца", а "Мудрые поэты ведут по следу Агни,
каждый у себя в сердце храня нестареющего" и
боги "радуются музыке Вселенского Закона" (Ригведа,
I, 146, 147).
В гимнах говорится также, что Огонь
(Свет) поддерживается "руками, ногами, голосами"
т.е. ритуалом. С той лишь существенной разницей, что
поэт в процессе "творческого горения" создает новый
гимн, а все остальные участники жертвоприношения
пляшут и поют те песни (гимны), которые уже стали
священным каноном и которые создал другой озаренный
светом поэт, быть может много столетий назад.
Кроме состязаний поэтов, певцов,
музыкантов, обрядовых песен и плясок, в Ягру входили
ещё и соревнования, из которых, пожалуй, самым
древним был бег. Ведь неслучайно гимны Ригведы
постоянно называют Агни "самым стремительным".
Действительно, бег Огня или Света ни с чем
несравним. Его называют "страшным, как движущийся
воин, ярый в сражениях" (Ригведа, I, 70) и,
"побеждающим в соревновании". О бегунах в гимне
говорится, что "поддержанный тобой, бывший позади
первого, почитатель твой, о Агни, оказался впереди
всех (Ригведа, I, 74). Таким образом, победитель
в ритуальном беге, ведомый Огнем (озаренный),
побеждает в силу этого озарения и своей внутренней
чистоты.
Эту мощную световую эманацию,
называемую и сегодня "озарением", и мудрецы – поэты,
и победители соревнований в беге делили со всеми
участниками Ягры. Это было их жертвой Свету, а для
остальных обрядом очищения. Заметим, что в
архаической древнеегипетской традиции Ра сохранял
божественный порядок, усмиряя злых духов с помощью
очистительного огня, вина из побега хмеля (ячменного
пива) и религиозно-магического обряда "хеб-сед" -
ритуального бега царя, имеющего целью обновление
жизненных сил правителя и его подданных.
Вспомним также, что единственным
соревнованием первых Олимпийских Игр был ритуальный
бег на один стадий. Дельфийские (Пифийские) игры,
включали в себя соревнования певцов, музыкантов,
поэтов, что абсолютно идентично северной
(гиперборейской) традиции, которая, кстати, согласно
древнегреческим преданиям, и легла в основу этих
игр.
Кострам, которые разжигались во время
Ягры, придавалось особое значение. Это был огонь
очищения. А разводимый в летнее (Купало-Яро) и
зимнее (Святки) солнцестояния он являлся огненной
формой судебного испытания – "огнем божьего суда". В
ведической традиции огню в этой его ипостаси
приписывалась способность различать истину и ложь,
так как Огонь или Свет "живет внутри всех существ" и
для него нет ничего тайного. Как гласит один из
гимнов Ригведы:
"К царящему на жертвенных
празднествах,
К пастырю истины сверкающему…
Обращаются все, жаждущие очищения".
(Ригведа I, 1, 8)
В гимнах прямо указывается, что:
"Когда ты, о бог, родился живым из сухого
(дерева),
Все приобщились к божественной сути, к имени
Бессмертному, соблюдая по обычаю Вселенский Закон".
(Ригведа I, 68)
"Кто нашел его, пребывающего в
укромном месте,
Кто достиг потока, Вселенского Закона,
Кто распутывает (тайну), почитая космический Закон,
Тому за это он (Огонь) провозгласит блага".
(Ригведа I, 67)
Поэтому парные прыжки юношей и девушек
через купальский костер – отнюдь не забава, а
испрашивание у Огня разрешения на брак. И если руки
влюбленных разомкнутся, этому браку не бывать. Так
решил "Божий Суд", чистый и святой Огонь. Таким же
Огнем очищения и божьего суда был огонь костра,
который зажигали на ниве после сбора урожая. О
пляске по горящим углям рассказывали в Псковской
области ещё в 80-х годах ХХ века.
Вода, будучи одной из форм Огня и
Света, и потенциально хранящая в себе Огонь
(Молнию), выполняла в обрядах Ягры целый ряд
функций. Так в древнеарийской традиции отмечается,
что "вода обладает способностью отгонять дурные
силы и умерщвлять демонов … она используется как
средство удаления заразы, влияния духов и на высшей
ступени – греха". Омовение считается полным
смыванием "нечистоты физической, моральной и
духовной". Причем, ритуальное омовение должно
было происходить только в холодной воде, т.к. по
словам древних мудрецов, горячая вода не дает
духовного очищения. Здесь стоит вспомнить
русскую банную традицию, где после парной прыгали в
холодный водоем или в снег, или обливались холодной
водой. В сфере ритуала – это обязательные общие
купания в реке или озере (кринице) на Троицу,
Купалу, на Медовый или Мокрый Спас, купании в
проруби на Крещение.
Обязательным компонентом жертвенного
обряда "Ягры" были ритуальные возлияния ячменным
пивом – достаточно калорийным и очищающим организм
напитком, не имеющим современным "пивом" практически
ничего общего, кроме названия. И неслучайно в России
вплоть до начала ХХ в. все крупные календарные
праздники назывались "Пивные". Ведь уже в гимне
Ригведы, обращенном к Огню, говорится: "Принося
жертвенные возлияния, мы хотим служить тебе" (Ригведа,
I, 36).
Поскольку уже в индоевропейском
праязыке понятия ритуального питья и пения
взаимосвязаны, заметим, что там же петь и гореть,
петь и очищаться - одно и тоже. Поэтому не
удивительно, что в традиционной русской культуре
люди пели не только во время календарных игр, но и
идя на работу в поле, и возвращаясь с неё.
Подводя итоги, можно констатировать,
что все обязательные компоненты Ягры, как
коллективного обряда очищения, сохранялись на Руси
вплоть до ХIХ в., а кое-где и до наших дней. Так, в
поучениях против язычества (ХIV - ХV вв.)
проклинаются пляшущие на праздниках, поющие
"песни сотониньска", "играющие на гуслях",
"сказывающие сказки". Пляшущая женщина
называется "невестой Диавола", "любовницей
Сотониней". Среди вопросов на исповеди обычны
такие: "Не играл ли еси на гуслях?", "Не пел ли
еси песен?", "Ни сказывал ли сказок?". Игумен
Памфил в ХVI в., ругая псковичей за празднование
Купальской ночи, перечисляет все те же грехи:
пляски, песни, игру на гуслях, хороводы, купание в
реке, разжигание костров и ритуальные возлияния. Но
тем не менее, в России начала ХХ в. те же обряды
сохранялись практически в неизменном виде.
Таким образом, главной целью любой календарной
"Ягры" в русской народной традиции было очищение
всего коллектива людей, участвующих в этом обряде –
и физическое, и духовное. Это была мощнейшая
энергетическая чистка при посредстве слова, музыки,
движения–ритма, ритуальных очищающих организм
напитков, воды и огня. Очищенный Разум начинал
воспринимать мир таким, каков он был на самом деле –
как различные видимые формы одного и того же –
Света. Это и была, и есть единственная подлинная
Реальность. Осознание этой истины ставит на места
все действительные и мнимые ценности, меняет
приоритетные жизненные цели. И это, естественно,
совсем на просто, и для того и нужны усилия
всех-всего коллектива людей- рода, общины, народа.
Вспомним, что самой трудной, почти
невыполнимой задачей в русской народной сказке
"Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что"
было найти Свет-Разум. А найдя его герой обретает
счастье. В чём оно? И на этот вопрос древние тексты
дают ответ: в дружелюбии, кротости, отсутствии
зависти, соблюдении долга, здоровье, красоте и
прояснённом разуме. А прояснённый разум знает,
что не "из праха мы вышли, и в прах уйди, а все
мы "Дети Света" и в него должны вернуться, но
это "в зависимости от степени чистоты,
реализованной свободой и ответственностью души"
(Сент-Ив Д Альвейдр). И не случайно в арийских
текстах многотысячной давности говорится о том, что
"умирающий видит золотую Вечность" и его призывают
"идти к Свету". И в русской традиции это тоже "Тот
Свет" или "Род", "родьство", "рожьство", "рожение".
В одном из самых древних гимнов Огню Ригведы
говорится: "Светло мы ликуем!" (Ригведа, I,
78). И поэтому (Ригведа I,24):
"Мы вспоминаем милое имя Бога
Агни - первого из бессмертных.
Он вернёт нас снова великой Несвязанности,
Чтобы я видел Отца и Мать!
Вот поистине Счастливая доля,
Что покоясь за пределами зависти,
Была бесстрастно вложена в твои руки. |