©
Методика оценки снаряжения Комиссии научного туризма

Методика
испытаний в полевых условиях туристического или экспедиционного снаряжения,
основывается на совокупном опыте (стаж полевой работы 20-30 лет) членов Комиссии
научного туризма Русского Географического общества.
Предварительно, по согласованию с производителями снаряжения составляются
таблицы, в которых перечисляются интересующие их свойства изделия, оцениваемые
по 12 бальной шкале.
За
отправную (серединную) точку отсчета (6 баллов) берутся свойства "старого
доброго" классического снаряжения периода расцвета советского туризма 60-70 гг.
20 века, когда закладывался полевой опыт старших членов экспедиции, или
подобного классического аналога от зарубежного производителя.
Тогда
лучшими образцами снаряжения были: палатки типа "Серебрянка" или "Памирка",
"Высотка", рюкзак "Абалаковский", "ВЦСПСовские" спальники, ботинки, штормовые
костюмы и т.п.
Эти
изделия заслужили признание альпинистов, туристов, геологов своими высокими, по
тогдашним меркам, характеристиками и в свое время считались лучшими. Именно
поэтому их качества и положены в основу отправной (серединной) точки отсчета
шкалы оцениваемого параметра. За верхнюю точку шкалы (12 баллов) принято
достижимое в пределе идеальное свойство параметра. За нижнюю (0 баллов)
отсутствие какого либо качества тестируемого образца.
Испытываемое изделие, таким образом, сравнивается по каждому параметру:
- со своим прототипом 60-70 годов,
- с существующими и известными по своим свойствам аналогами вида снаряжения
других производителей (с которыми ранее приходилось иметь дело),
- с представляемым идеальным гипотетическим вариантом,
и каждому параметру ставится соответствующая оценка (Оi):.
Если оцениваемый параметр изделия лучше, чем у
прототипа, он получает (Оi) от 7 до 12 баллов, если хуже, от 5 до 0 баллов.
Совокупный средний балл корректируется коэффициентами К1, К2, К3, К4, К5.
В К1 вкладывается понятие
"стоимость-эффективность" и этот коэффициент корректирует общую оценку изделия
по отношению к затрачиваемым на него деньгам в сравнении с прототипом и
известными аналогами. Это самая существенная коррекция оценки качеств изделия и
благодаря ней более дешевое изделие может получить оценку не ниже дорогого,
красивого и с различными "наворотами".
К2
корректирует общую оценку изделия по качеству исполнения в сравнении с
прототипом и аналогами.
К3 корректирует общую оценку с точки зрения дизайна
изделия.
К4 поправочный коэффициент на основе обобщенного
восприятия изделия по отношению к аналогам.
Общая
оценка (Ообщ), таким образом, рассчитывается по примерной формуле и не превышает
12 баллов.

|