Русское Географическое общество

КОМИССИЯ НАУЧНОГО ТУРИЗМА

2010 г.

 
 

 
 

 Главная

О Комиссии

Новости

Проекты

Экспедиции

Итоги экспедиций

Фото 

Видео 

Объявления  

Контакты

   
 

Твоя Экспедиция

Снаряжение - выбор

Что может Комиссия

Научный туризм -

что это?

Публикации

Сотрудничество

Персоналии

СМИ о нас

Мероприятия в СПб

Архив сайта

 

Цель реализации проектов комиссии:

укрепление связей народов России, ближнего и дальнего зарубежья через развитие познавательного туризма посредством участия в научно исследовательской и полевой работе  экспедиций Русского Географического общества

 

 

 

 

 

  

 

 

 

В поисках Гипербореи

«Людей,

как гласит одно древнегреческое изречение
мучают не сами вещи, а представления,
которые они создали себе о них».
Монтень

Поиски Гипербореи в России.

I.

В 1901 году организованная под эгидой Русского Географического Общества экспедиция барона Э.В. Толя своей целью ставит нахождение загадочной Земли Санникова (Гипербореи). Яхта «Заря» достигла района её предполагаемого местонахождения, однако, пробиться в район таинственных северных земель мешали льды. Весной 1902 года Толь с 3-мя спутниками пешком по льду отправился на поиски земли, лежавшей как им казалось севернее острова Беннета. К сожалению, никто из этой группы не вернулся назад, все ее участники бесследно исчезли на просторах Арктики. Спасательной экспедиции 1903 года удалось найти лагерь, откуда вышел Толь на поиски неизвестной земли. Его экспедицию много и безрезультатно искали, и лишь в конце XX-го века удалось напасть на следы последнего из лагерей отважных полярников.

 

II.

                       Карта Ловозерских тундр

В 1922 году на Кольский полуостров в Ловозерье из Санкт-Петербурга отправилась странная экспедиция А.В. Барченко, искавшая, как полагают многие, Гиперборею. Об этой экспедиции за последние десять лет много писалось в периодике и книгах, поэтому нет особой необходимости повторять достаточно известные факты. Однако автору этих строк, после анализа всего доступного материала, связанного с деятельностью Барченко, в том числе учитывая его работу у академика Бехтерева в институте мозга и Спецотделе ОГПУ, не без основания кажется, что он искал отнюдь не Гиперборею, а особые психофизические феномены, используемые в древней саамской магии. Известно, что ОГПУ, в лице его Спецотдела, активно интересовалось феноменами, связанными с воздействием на массовое сознание людей. Саамские колдуны-нойды во времена средневековья весьма ценились в Европе и их зачастую выписывали к себе августейшие особы. Древнее колдовство вероятно, так или иначе было связано с магическими камнями: идолами - сейдами, поэтому экспедиция Барченко занималась заодно и описанием встречаемых культовых объектов. В документах экспедиции часто упоминается описание «Старика» «Куйвы», 70-ти метрового наскального изображения «человека» раскинувшего руки крестом на обрыве горы Куйвчоррр.

  Изображение Куйвы на горе Куйвчорр (Ловозерские тундры)

 

После возвращения, чтобы отвлечь любопытных от истинных целей экспедиции, вероятно, и была выдумана эта история с нахождением в Ловозерских тундрах Гипербореи, а в качестве доказательств представлены описанные артефакты. Выдумка удалась и как дымовой завесой надолго прикрыла все, связанное с деятельностью А.В. Барченко, одновременно «прописав» Гиперборею в окрестностях Сейдозера.

 

III.

Однако, и в настоящем ученом мире, не взирая на революции, продолжались работы в направлении определения ареалов Северной Прародины. Исследуя древний эпос индоевропейских народов, античные мифы и предания славян, опираясь на данные археологии, академик Б.А. Рыбаков независимо от своих коллег в СССР и за рубежом обработав и обобщив все известные на тот момент историко-географические данные, пришел к выводу, что Северная Прародина действительно существовала.

IV.

В наше время, реальный вклад в определение местонахождения Северной прародины внесла историк и этнолог к.и.н. С.В. Жарникова.

На основе анализа собранного этнографического и исторического материала, изучения античного, арийско-славянского и древнеиндийского эпоса, сопоставления современной топонимики Северо-Запада России с топонимикой старинных преданий и древних картографов, С.В, Жарникова в 1986 году локализовала Гиперборею, как Прародину индоарийских народов, в пространстве, ограниченном с севера и юга Белым Морем и Северными Увалами, а с востока и запада Уральскими горами и Скандинавским полуостровом.

Слева на рисунке приведена карта наиболее вероятного расположения Северной Прародины (Гипербореи).

 

V.

                                                       Мыс Болванский Нос о. Вайгач.

Большую работу по изучению природного, культурного и исторического наследия Севера вот уже в течение второго десятилетия проводит, под руководством П.В. Боярского.

Морская Арктическая комплексная экспедиция (МАКЭ) Российского научно-исследовательского института культуры. Не взирая на официальное отсутствие задач, связанных с Гипербореей, её вклад в изучение культурного наследия северных островов трудно переоценить. Отчеты экспедиционных работ и книги МАКЭ несут в себе огромное количество информации, так или иначе свидетельствующей о давней заселенности Севера. Эти сведения могут быть исключительно полезными при поиске следов «Северной Прародины». На Рис.1.12 и 1.13, показаны некоторые из объектов исследований и находки МАКЭ.

Находки со святилища Сиртя Сале.

По легендам народов Севера, изначально на Севере проживал загадочный и владеющий искусством производства металлов народ Сиртя (Сихиртя), живший задолго до появления теперешних обитателей севера.

В результате какой то длительной, тяжелой и непонятной войны Сиртя ушли под землю, в таинственные пещеры. Места их проживания» по наследству» перешли к Лопарям, Самоедам, Саами, Ненцам, Жантам и пр... которые, вероятно, использовали непонгятные мегалитические сооружения (сейды)  для отправления своих культов. Эти огромные культовые камни (сейды) называемые саами летучими камнями, встречающиеся в различных местах не только  Кольского полуострова, но и распространены по северу Европы. Это напрямую свидетельствует о том, что легенды народа Саами не дают однозначного понимания причин появления этих мегалитов - сейдов. Возможно, Сиртя были последними уцелевшими после природной катастрофы автохтонными представителями Гипербореи, или это были самые упорные ее представители, не ушедшие с большей частью населения в теплые края после изменения климата.

VI.

Экспедиции В.Н. Демина

В 1996 году доктор философии В.Н. Дёмин взял за основу поисков Гипербореи путь, пройденный в Ловозерских тундрах А.В. Барченко, и попытался найти описанные им артефакты. Экспедиция Дёмина подтвердила наличие огромного "петроглифа" Куйвы )(известное с незапамятных времен 70-ти метровое изображение Куйвы - «человека», раскинувшего в порыве руки крестом, расположенное на обрыве горы Куйвчорр), мощеной каменными плитами дороги, проложенной по перешейку между Ловозером и Сейдозером. Других артефактов, описанных экспедицией Барченко, (желтой колоны и пр.) экспедиции Демина найти не удалось.

На рисунке Е. Лазарева (слева) опубликованном после проведения этой экспедиции  приведены найденные предполагаемые руины обсерватории.

 

 

 

Мегалитический комплекс на горе Нинчурт. Рис. Е. Лазарева

В 1997 г. И. Боевым, членом второй экспедиции Демина, на склоне горы Нинчурт был обнаружен предполагаемый «мегалитический комплекс: каменные кладки подобие фундаментов, геометрически правильно обработанные плиты с «руническими» знаками, и остатки сооружения, идентифицированного как древняя обсерватория».

Вполне вероятно, что это части Святилищ Северного народа, при сооружении которого учитывались уникальные особенности ландшафта. Главной особенностью этих Святилищ является наличие сооружений из больших камней - мегалитов, называемых иногда в соответствии с Саамской традицией сейдами. Не вызывает сомнения тот факт, что камни этих сооружений каким-то образом обрабатывались и транспортировались на большие расстояния и высоты.

В 1998 году третья экспедиция Демина выявила изображения треугольников и других геометрических фигур на дне Сейдозера. Несомненно, район этого озера издревле считался Сакральным местом, служил культовым целям, но вероятность проживания больших масс населения в горах всегда затруднительна

Рассматривая находки экспедиции В.Н. Демина, нельзя забывать о том, что с 20-х годов XX века по долинам и склонам  Ловозерских тундр не один раз проходилась геологоразведка, с применением взрывных работ, буровой техники, битьем канав и штолен с помощью различных горных инструментов. И теперь, остатки святилищ, если они не были уничтожены или засыпаны, соседствуют со следами деятельности буровиков и бульдозеристов, в которых по ошибке можно разглядеть не только рунические знаки..

 Впрочем, благодаря публикациям В.Н. Демина, пламя интереса к Гиперборее ярко вспыхнуло и, судя по всему, уже никогда не угаснет.

VII.

Концепция поиска следов северной цивилизации разработанная

Комиссией научного туризма Русского Географического общества

 

Механику Ньютона

сменила теория относительности
Альберта Эйнштейна, но что от этого
изменилось сущего в нашем «научном» мире.
А.Ф. Лосев

 

В основу этой концепции положен здравый смысл, системный анализ исторических и археологических исследований, а так же физико-географические обобщения, основанные на последних данных морской геологии, геоморфологии и палеоклиматологии.

Основные положения по предполагаемому местонахождению Северной Прародины

  1. В доисторические времена очертания и рельеф северных земель были совсем иные, чем ныне.2.На этих территориях были периоды с достаточно тёплым климатом лесостепной и субтропических зон.

  2. В результате одной или нескольких глобальных тектонических катастроф, произошло быстрое опускание и затопление значительной части северной суши с последующим резким одновременным похолоданием.

  3. Эти катастрофические перемены и послужили причиной гибели древней северной цивилизации - Гипербореи.

  4. Часть населения этой цивилизации смогла уцелеть в катастрофе и уйти по южным направлениям вдоль водных коммуникаций в глубины Европы, Азии, Африки и Америки.

  5. Возможно, не все районы Гипербореи подверглись затоплению, что-то осталось по ареалу теперешней береговой и островной линии Ледовитого океана. Возможно, какое то время там проживала часть уцелевшего населения.

  6. В древности (да и теперь) естественными путями сообщений на большие расстояния являются водные пути: моря, реки, озера. По этим путям шли военные набеги, торговля, распространялись знания. Люди всегда предпочитали селиться именно вдоль водных коммуникаций, выбирая места, удобные для жизни и обороны, где теперь находятся такие города, как: Старая Ладога, Новгород, Смоленск, Киев и др. Многие поселения, основанные в глубочайшей древности, существуют и в наше время, но под другими названиями. Вдоль водных артерий, по которым струился товарный и информационный обмен прошлого, и шла миграция, теперь проложены железные и автомобильные дороги, связавшие новыми нитями древние центры культур. В этом достаточно легко убедиться, открыв административную карту.

  7. У известных хрестоматийных путей «Из Варяг в Греки» и «Из Варяг в Персию» должны быть естественные продолжения на Север. Эти продолжения существуют и активно эксплуатируются поныне. Одно из них - древний путь из Онежского озера в Белое море, по трассе которого проложен Беломоро-Балтийский канал (Этим путём в средневековье пользовались древние Руссы особенно интенсивно во времена расцвета Новгорода. В 1702 году благодаря этому пути Царь Петр провел свои войска из Белого моря в Онегу, и далее к истоку Невы, с боем взял Нотебург (Орешек), затем Ниеншанц, и основал в 1703 году Санкт-Петербург). Ещё севернее этот путь идёт вдоль многочисленных островов и побережья Белого моря до Кандалакшского залива. Затем северное направление пути раздваивается. Одна часть продолжает идти прямо по реке Нива, далее по вытянутому в меридиональном направлении озеру Имандра, затем небольшой волок и по реке Кола оканчивается в Баренцевом море. Другая часть пути резко поворачивает на восток и далее продолжается вокруг побережья Кольского полуострова, плавно поворачивая на 180 градусов и соединяясь с первой частью в районе современного Мурманска.

 

Основные критерии поиска Гипербореи:

  1. Искать следы Северной Прародины необходимо в первую очередь вдоль естественных водных путей сообщения из Средиземноморья в Белое и Баренцево моря.

  2. Искать не руины древних городов, наподобие Античных (если бы они были, их давно заметили), а совершенно иные проявления. К таким проявлениям следует, в первую очередь, относятся остатки мегалитических культовых сооружений.

  3. Искать следы таких сооружений надо в местах уединенных, относительно трудно доступных из-за естественной природной изоляции, необычных по восприятию и ощущениям.

  4. Искать по аналогии с проявлениями известных культовых сооружений древности.

  5. Искать, опираясь на факт, что новые культовые святыни часто возводились вблизи или на местах святилищ предыдущих религий. Новая религия очень часто использует для своих нужд места расположения святилищ предыдущей, не только как наиболее удобные и привычные, но как изначально сакральные. Это и храм святой Софии в Константинополе, и Коневецкий остров, и Валаамский и Соловецкий архипелаги и т.п.

В 1991 году Комиссией научного туризма РГО была создана Комплексная Северная поисковая экспедиция (КСПЭ), одной из задач которой стал поиск следов загадочной Гипербореи. Районами поиска на ближайшее время стали:

  • острова Белого моря, в первую очередь, Соловецкий и Кузовской архипелаги.

  • Хибинские тундры (горы) - самое высокое место Кольского полуострова, расположенное в его срединной части, вплотную к водной глади озер Имандра и Умбозеро и, словно гигантский остров, возвышающееся над всей округой. В переводе с древних угро-самодийских наречий название Хибины означает «Священные», «Божественные» горы, ибо древние люди всегда поселяли многих своих богов на вершины туманных и труднодоступных гор.

На рисунке слева показан рельеф затонувшей суши на месте Баренцева моря, впервые очерченный в полным смысле великим норвежским ученым Ф. Нансеном.

 

На рисунке справа приведена схема затонувшей суши по Г.У. Линдбергу.

 

 

Полевые работы, продолжившиеся в 1991 году на основе концепции, по мере расширения ареала поисков стали приносить результаты. Особенно плодотворными были 1998 - 2002 г.г., когда был найден целый ряд артефактов, подтвердивших правильность выдвинутой концепции поиска следов культовых объектов Гипербореи.

VIII.

Белое море и Соловецкий архипелаг

«Всякое имя нечто значит. Я утверждаю, что сила имени
в теперешней жизни, несмотря на ее полное удаление от религии, нисколько не уменьшилась. Мы перестали силою имени творить чудеса, но мы не перестали силою имени завоевывать умы и сердца, объединять ради определенных идей тех, кто раньше им сопротивлялся, и это ничуть не меньшая магия, чем та, о которой читают теперь только в учебниках» А.Ф. Лосев. «Философия имени»

 

На рисунке сверху фрагмент карты местоположения Кеми и Соловецкого архипелага.

 

Как ни парадоксально, но Соловецкий Архипелаг все время стоял в наших планах поиска «Гипербореи» на первом месте. Однако, по совершенно разным причинам, связанным с непростыми проблемами смутного времени «перестройки», он долго ускользал от исследований. Когда же мы, наконец, в 2000 году «добрались» до Соловков, то сразу же убедились в правильности наших поисков, в основе которых известнейший принцип: «Свято место пусто не бывает».

 

На рисунке слева приведена карта-схема Соловецкого архипелага.

 

В мире не так много уголков, в полной мере отвечающих критерию «Сакральности», один из них без - это Соловки. Они соответствуют этому критерию более чем достаточно без всякой рекламы, просто в силу её наличия, не требующей доказательств.

Несомненно, эту сакральность, как божественное предопределение, осознали первые Православные миссионеры XV века, Савватий и Герман, с именами которых связано новое религиозное возрождение этих мест.

Всякий человек, очутившись на Соловках, сразу почувствует их необычность, которую в еще большей мере ощущали в доисторические времена древние люди, отметившие свое присутствие на Соловках каменными пирамидами - курганами, многочисленными могильниками, «лабиринтами», и другими, не имеющими сейчас ясного толкования. Эту особую сакральность Соловков ощущали все члены нашей экспедиции, а поскольку, мы склонны доверять своим ощущениям, то и отнеслись с повышенным вниманием ко всем проявлениям и взаимосвязям христианского и предшествовавшего мира. Изучая на местах известные памятники древности Соловков, их особенности, на которые другими исследователями ранее не обращалось внимания и, находя новые артефакты, мы пришли к выводу, что эти осколки неизвестной древней культуры самым непосредственным образом связаны с таинственной Северной цивилизацией, называемой в научном и публицистическом мире Арктидой, Арктогеей, Арьявартой, Туле, Гипербореей и пр.

Первое, на что мы обратили внимание, оказавшись на Соловках, были совсем не загадочные лабиринты и бесчисленные каменные могильники, тут и там сосредоточенные по вершинам и склонам острова. Нас поразили совершенно ровные, как будто проложенные бульдозером террасы гор Сигнальная и Сопка находящиеся на Большом Заяцком острове. Многие из этих террас покрыты галереями каменных могильников, другие поросли травой и стлаником, некоторые зачем-то покрыты камнями примерно одного размера. Эти террасы, на наш взгляд, искусственного происхождения и созданы они были исключительно для культовых целей, которым служил весь этот островной храмовый комплекс. Осматривая лабиринты Большого Заяцкого острова, мы испытали огромное волнение. При всей простоте магических каменных выкладок древности в них ощутимо величие сил природы, могущество и особая тревожащая целой гаммой чувств, значимость. Это проникнутое тайной времени величие и послужило вероятнее всего для лабиринтов «охранной» грамотой. Сильнейшее впечатление на нас произвела гора Секирная Большого Соловецкого острова, с ее непонятной симметрией и выдержанной крутизной склонов ориентированных по сторонам света, обособленно стоящая четко очерченным массивом на ровном низменном рельефе. Не оставила равнодушными нас и «тихая» Большая Муксалма.

 

Соловки и прилегающие к ним районы начиная с 14-15 веков, стали объектами колонизации Соловецкого монастыря, бурная деятельность которого не смогла не отразиться на ранее существовавших непонятных сооружениях, приписываемых язычникам. Несомненно, большая их часть была разрушена, даже без упоминания об этом в монастырских записках. Однако к чести православия следует отметить, что этот процесс носил эпизодический характер, поэтому часть этих сооружений уцелела. В их сохранении большое подспорье оказали труды игумена Соловецкого монастыря Досифея, в которых тот приписал строительство «вавилонов» - «лабиринтов», «пирамид» и других непонятных сооружений причудам Петра I, находившегося на Соловках с эскадрой в 1702 году. Сохранности неолитических памятников способствовало и обилие окружающих их могильников, которые монахи не разрушали, по причине естественного почитания православием любых, каких бы то ни было захоронений. На всякий случай, они обставлялись вокруг деревянными и обкладывались каменными крестами, отгонявшими нечистую силу.
Несомненно, бурная деятельность концентрационного Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОНа) также нанесла урон и православным, и более древним памятникам. Свою лепту в их уничтожение внесли и военные, в полном ведении которых остров находился долгие годы. Последовавшие за ними 60-е годы «хрущевской оттепели», принесли новые потери, связанные с «затиркой» следов массовых репрессий, когда попутно с лица земли стирались и окрестные мегалитические сооружения, и православные святыни. Древние объекты по разным, иногда совсем невразумительным причинам или по незнанию разрушались руководством ряда учреждений и населением поселка. Так воссозданные в настоящее время лабиринты находящиеся недалеко от поселка были разрушены в 60-е годы (булыжные камни понадобились для хозяйственных нужд). Взяв на прицел Соловки, мы знали, что они уже достаточно хорошо изучены, поэтому здесь главной задачей работ стал не столько поиск, сколько системный анализ уже известных объектов древности.

IX.

Святилище Бога Солнца

«Мечтать опасно, мечты сбываются»
Один из мудрецов древности

 

На рисунке слева приведена карта Кольского полуострова с водными путями «вокруг» и «через».
 

Хибинские тундры, пережили 70-летие индустриального освоения и тотальной геологоразведки, в результате которых были уничтожены многочисленные следы древних людей.

На карте Кольского полуострова Хибины расположены вплотную к середине древнего водного пути, соединяющего Колу (теперешний Мурманск) с Кандалакшским заливом.

Это самый северный участок так называемого пути Из Гипербореи в Египет, являющийся естественным продолжением пути «Из Варяг в Греки» Другая его часть, современная система Беломоро-Балтийского канала, прорыта по пути древнего волока соединявшего Балтику с Белым морем.

Древние люди Севера, как и все древние люди, обожествляли горы, населяя их разными богами. Не избежали этой участи и самые высокие горы Кольского полуострова -Хибины. В святилищах, сооруженных в горах жрецами неведомых Богов, отправлялись давно забытые обычаи. Организуя летом 2000 год очередную экспедицию в Хибинские тундры, мы как всегда надеялись на удачу. Правда, погода не баловала нас. Вершины гор окутывала плотная пелена облаков, день и ночь шли проливные дожди. Но мы продолжали надеяться. И вот, 1 августа 2000 года, на высочайшем плато Кольского полуострова Юдычевумчорр - 1200 метров, площадью 2,5 кв. км. было найдено ранее неизвестное мегалитическое Святилище, названное «Святилищем Бога Солнца».

На фото слева приведен фрагмент святилища Бога Солнца

 

Святилища «фаллический идол» и «женская грудь» имели важное ритуальное значение, присущее многим древним верованиям. Возможно, что ритуалы, проводившиеся здесь, были связаны не только с этими олицетворяющими мужское и женское начало объектами, но и с гигантскими антропоморфными фигурами на северном склоне плато, столь хорошо видимыми с «жертвенной подковы».

Найденное на самом высоком плато Кольского полуострова Святилище позволяет отнести это плато к части сакральной системы древней северной цивилизации. Не взирая на кажущуюся труднодоступность высокого и обрывистого плато Юдычевумчорр, на него довольно просто подняться по пологому юго-западному склону со стороны реки Малой Белой. По нашим предположениям, в Хибинах, до их индустриального освоения, имелось какое-то множество святилищ расположенных не только на плато, но и в живописной долинной части защищенной от водной эрозии схода лавин. Одно из древних Святилищ вполне вероятно находилось на берегу озера Большой Вудъявр, в долине, где ныне расположен город Кировск, другое рядом с Малым Вудьявром. К сожалению, по объективным причинам, связанным с вовлечением этих мест в строительство дорог, домов и горные разработки на какие либо находки по их берегам надеяться нельзя

Найденный в 2000г. на Юдычевумчорре фаллический мегалит и дельфийский Омфал

 .

 

 

."Ризница" часть мегалитического Святилища на Юдычевумчорре.

В комплекс «Святилища Бога Солнца» входят так же другие мегалитические объекты. С юго-восточной стороны от Хибинского Омфала, совсем рядом расположен плоский скальный массив высотой около 2-х метров, прорезанный широким прямым коридором в направлении север-юг, и узкой трещиной в направлении запад-восток. По утрам луч солнца, проходя эту трещину, узкой огненной вертикальной полосой скользит со стороны носа по поверхности Хибинскомого Омфала. Стены и края ориентированного север-юг широкого коридора скального массива гладкие, обломочный материал на «полу» практически отсутствует. В середине массива, где трещина и коридор пересекаются, на «полу» лежит небольшая плоская каменная плита. Это скальное образование, названное нами «Ризницей» вместе с коридором север-юг названным нами «Врата ризницы», производят впечатление остатков стен небольшого скального храма без крыши. В этом укрытии, совершенно невидимыми для ритуальных действий, происходивших у каменных истуканов, могли располагаться «хоры» или служители культа, готовые в нужный момент подключиться к церемонии.

 

«Жертвенное» место

К северо-востоку от фаллического мегалита, расположена группа крупных плоских камней подковообразной формы, обращенная открытой частью к находящемуся рядом четырехсотметровому обрыву северо-восточного цирка плато. Возможно, здесь было ритуальное «жертвенное» место, а центральный лежащий в самой подкове камень являлся «жертвенной» плитой. С края обрыва у «жертвенника» открывается вид на грандиозный каменный «цирк», ограниченный по бокам отрогами гор Часначорр и Петрелиус с каскадом на дне долины «Священных» бирюзовых озер.

На фото слева приведены гигантские антропоморфные фигуры на склоне горы, навевающие образы «Северного Озириса» и «Северной Исиды»

 

 Непосредственно с площадки за «жертвенником», с края обрыва открывается мистический вид на северный отрог плато, в отвесных скалах которого, можно увидеть огромные антропоморфные фигуры, вероятно, олицетворявшие в воображении древнего человека определённых богов

 

На фото слева приведен «Жертвенник» в долине Тахтар

Зимой 2000-2001г. в стенах лектория РГО мы провели несколько научных семинаров и конференцию. В конце марта была снаряжена очередная разведочная экспедиция в Западную часть массива Хибин, принесшая новые находки: грандиозные каменные лики загадочных человекоподобных богов и зверообразных существ, таинственные обелиски, заложенную камнями пещеру, и пр. Но об этих памятниках уже готовится отдельная книга.

© 2003г. Действительный член

Русского Географического общества

С.В. Голубев

 

 

В начало страницы

Copyright  ©  2004-2010 Комиссия научного туризма

 

 
 

E-mail:

rgo-knt@mail.ru

 

Тритон: туристическое снаряжение, суда для водного туризма (байдарки, катамараны), спальники, палатки, спасательные жилеты

Рации Беркут-803М

Мнев и К

 
Rambler's Top100