Поверхность земного шара покрыта множеством
объектов, так или иначе соотносимых с категорией священных –
сакральных, т.е. особо почитаемых, имеющих непреходящую ценность в
индивидуальном и коллективном сознательном и бессознательном
народов.
Человечество присваивает статус «священных»
горам и рекам, пещерам, камням, рощам, дорогам, местам жизни великих
людей и кладбищам, развалинам древних сооружений, книгам, храмам и
иным памятникам культурного, исторического и природного наследия.
Эти сакральные объекты лежат в основе
исторической самоидентификации народов, их самооценки, национальной
гордости, и, несомненно, в сильнейшей степени влияют на их
дальнейшее развитие.
Священные объекты Земли объединяют народы и
государства, благодаря им люди получают веру в смысл жизни, утешение
в горестях, опору в завтрашнем дне, силу и здоровье. Используя их,
совершают особо значимые культовые обряды и ритуалы….
В СССР данное направление науки просто не
существовало, ему «повезло» так же, как генетике и кибернетике.
Многие и сегодня отрицают само понятие
сакральной географии, однако, данное направление науки появилось,
судя по всему, задолго до Геродота, считающегося «отцом» истории. В
дошедших до наших дней его сочинениях описаны многие особо значимые
и почитаемые объекты народов Ойкумены (святилища, храмы, места
необычных природных явлений, памятных битв …).
Этимологически понятие «сакральный»,
пришедшее в русский язык, как полагают из латыни, вполне соотносимо
с традиционным синонимом «священный»: «В узком смысле «священным»
называется нечто, «обладающее святостью, освященное, связанное с
религиозным культом»; также священным может называться и «нечто,
ведущееся в интересах религии».
В более широком смысле данный термин
употребляется по отношению к вещам, не связанным с религией; так,
священный — это: «Особенно дорогой, глубоко чтимый, заветный. //
Такой, на который нельзя посягнуть; неприкосновенный. // Нерушимый,
незыблемый. // Возвышенный, благородный. // Высокий, почетный. //
Предпринятый, ведущийся с освободительной целью, за справедливое
дело (о войне, сражении, бое). // Почтительный, благоговейный».
Кроме того, в понятии «сакральный» присутствует также значение
«обрядовый, ритуальный».[Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского
языка. М., 2000.]
В целом определение «сакрального» не сводиться
исключительно к обозначению религиозных объектов, а обозначает все
особенно ценное, особо значимое в историко-культурном наследии
народов. При этом «сакральное» так или иначе, всегда связано с
вполне определенной мистичностью, что наиболее наглядно видно в
сфере религии — явлении сугубо мистическом (связанным с Богом и
сферой божественного), имеющим для множества людей особую ценность.
В отличие от религиозных объектов,
предполагающих приобщенность к божественному, светские сакральные
объекты основаны на иной мистике — восходящей к категориям рождения,
совершенства, подвига, силы, Родины, героической смерти и др.
Следует отметить, что граница между
«священным» и просто «особенно ценным» (в обыденном, не сакральном
смысле) часто трудноуловима.
Например: глубоко мистичным понятием является
смерть человека, и, как следствие, к числу сакральных объектов
традиционно относятся захоронения, места кремации, памятники в честь
событий, связанных со смертью (даже в том случае, если перечисленные
объекты не относятся ни к какой религии).
Сакральный статус могут иметь объекты,
связанные с культом предков, государственной властью, личностями
носителями гениальности, величием природы, ратным героизмом ….
Таким образом, в числе географических
объектов, имеющих сакральный статус, могут рассматриваться наиболее
«значимые» места, связанные с жизнью выдающихся людей и
судьбоносными историческими событиями, святыни государственной
власти, мемориалы, хранилища культурных ценностей (музеи,
библиотеки), знаменитые природные урочища, престижные учебные
заведения и т. д.
Сакральные объекты особой значимости
притягивают внимание людей, проживающих в отдаленных от них местах,
в других городах и странах, людей с другими культурно-историческими
традициями. Это явление издревле порождало потоки паломников и
любопытствующих, к которым со временем добавились и потоки светских
туристов, приносящих весомый вклад в бюджет государств, на
территории которых расположены такие объекты.
Подобный познавательный туризм существовал и в
СССР, а сейчас в России и странах СНГ активно развивается и другая
составляющая этого подсознательного любопытства - паломнический
туризм.
Считая это явление системообразующей частью
туристической отрасли, нельзя не обратить внимание ее важнейшие
составляющие, связанные с патриотическим воспитанием молодежи и
консолидацией народов России.
Сакральная география — это система
историко-географических знаний об особо почитаемых и священных
объектах природного, культурного и исторического наследия. В
сакральной географии изучаются виды объектов, их местонахождение,
история возникновения, современные традиции связанные с этими
объектами, их значение в жизни народа и другие свойства...
Этнограф В. Л. Огудин, изучая почитаемые
объекты, выделил шесть функций, которые эти объекты выполняют для
населения, проживающего на прилегающей к ним территории. В их числе
следующие:
1) консолидирующая – объединяющая функция —
культовый объект выступает как условный центр определенной
территории, в пределах которой проживают члены родовых групп или
религиозных общин;
2) медиаторная – посредническая функция —
культовый объект играет посредническую роль между человеком и богом
в религиозной структуре мироздания;
3) коммуникативная – собирательная функция —
культовый объект является центром общественной жизни;
4) протекторная – защитная функция — объект
или стоящие за ним силы защищают людей, проживающих на определенной
территории или входящих в определенную социальную группу;
5) лечебная функция — объект способствует
оздоровлению;
6) природоохранная функция — объект
способствует сохранению и преумножению животного и растительного
мира на окружающей территории.
Изначально, издревле сакральные объекты
выполняли объединяющую роль для членов рода, племени, народов,
проживающих на одной и той же территории или родственных народов
заселивших обширные пространства.
Простейшими объединяющими объектами являются
родовые святилища, которыми, как показывают исследования, с
древнейших времен являлись природные объекты расположенные недалеко
от места поселения людей, а в более позднюю эпоху, как показывают
данные археологии, занимали в поселениях центральное место. На
территории родовых святилищ хранились реликвии рода. Наряду с
небольшими родовыми святилищами, значительно большую, племенную
консолидирующую функцию выполнял некий особо выделенный природный
объект, одинаково почитавшийся всеми родами: священная роща,
причудливая скала, пещера…
Священная роща Хетага, находящаяся в Северной
Осетии, является святилищем нескольких родов, каждый из которых
имеет здесь свою поляну для молений и проведения праздников.
На индонезийском острове Бали центром
поклонения местного населения является гора Агунг.
Святилища более крупного масштаба объединяют
племенные союзы и целые народы, населяющие обширные территории.
Так австралийское святилище Юлуру является
местом почитания двух сотен племен аборигенов. Для якутов священны
Табагинский и Кангаласский мысы, связанные с возникновением народа
как такового.
Сплачивающим объектом может стать и объект
культурного наследия. У каждого народа существуют свои священные
архитектурные символами, «гербы», флаги, знаки. Так, символом России
является Московский кремль, Греции - афинский Парфенон, Турции —
Айя-София, Франции — Эйфелева башня, Англии — Биг-Бен…
Отмечено, что один и тот же объект,
пользующийся поклонением, может соответствовать сразу нескольким из
перечисленных функций (может быть, даже всем сразу).
Например, святилища и храмы являются местом
молитвы, обращения к богам (медиаторная функция).
Наиболее крупные и прославленные из них
выступают символами территориального объединения народов
(консолидирующая функция), в праздничные дни храмы служат центром
общественной жизни (коммуникативная функция), святыни, хранящиеся в
храмах, выступают покровителями и защитники народа и его жизненного
пространства (протекторная функция), обладают некими целительными
свойствами (лечебная функция).
Наконец, свершение ритуальных действия,
направленные на сохранение и благоденствие окружающей природы
(природоохранная функция), что более характерно для святилищ древних
традиционных (т.н. языческих) религий.
24-26 марта
2009 г. в Санкт-Петербурге, в Русском Географическом обществе прошла
1-я всероссийская научная конференция «Сакральная география. Аспекты
познавательного и паломнического туризма», организованная Комиссий
научного туризма РГО, Кафедрой страноведения и международного
туризма Санкт-Петербургского Государственного Университета и
Институтом историко-географического наследия.
Основные
тематические направления конференции:
1.Место
сакральной географии в природном и культурном наследии народов
России.
2.Основные
направления развития сакральной географии в системе туризма.
3.Новое об
известных и малоизвестных сакральных объектах России и Зарубежья.
4.Аспекты
Сакральной географии как средства воспитания толерантности через
развитие познавательного и паломнического туризма.
5.Методологические аспекты познавательного и паломнического туризма.
|