НАЗАД

                                                               

8 декабря 2009 г.                                                                                                                    С.В. Голубев

С.Ю. Кочеганова

Ю.А. Матусов

 

 

РАЗВИТИЕ  ТУРИЗМА  И  ТОЧНЫЕ  НАУКИ

 

В сентябре прошлого года Международная Туристская Академия провела в Санкт-Петербурге очередную международную межрегиональную научно-практическую конференцию «Туризм: ответ на вызовы современности». Среди важнейших вопросов  были затронуты проблемы подготовки кадров для туристской отрасли. И это было сделано весьма своевременно.

У нас много говорят и пишут о необходимости расширения въездного туризма. Действительно, во многих странах туризм даёт существенное пополнение государственной казны. В начале нового века ОПЕК[1] констатировала, что доходы, получаемые от развития туризма во всех странах мира в 2,5 раза выше, чем все прибыли, получаемые от экспорта нефти [4; с. 14]. Сейчас эта цифра ещё больше.

Ежегодно в Венецию приезжает более 20 миллионов туристов при численности постоянно проживающих в этом городе менее 500 тысяч человек. [3; с. 27]. Чем это не пример нашему городу, где достопримечательностей никак не меньше. Разве не убого по сравнению с набережными Невы у Эрмитажа выглядят берега реки Арну знаменитой галереи Уфцци во Флоренции? А в столице острова Мадейра Фуншле туриста обязательно приведут на уникальное (!) место, которое окажется всего лишь точкой, с которой рисовал когда-то свои любительские этюды бывший английский премьер-министр Уинстон Черчилль.

Совершенно очевидно, что мы ещё недостаточно хорошо умеем использовать наши поистине уникальные возможности для развития туризма. Эти возможности необходимо не только уметь разглядеть, но и научиться экономически выгодно их использовать. Грамотных специалистов явно не хватает. И организаторы образовательной сферы, уже спровоцировавшие перепроизводство юристов и экономистов, бросились теперь на ниву подготовки кадров для туризма.  В своём выступлении в Ленэкспо на Санкт-Петербургском форуме «Туризм и курорты» уже в октябре 2001 года бывший Президент Национальной Академии Туризма профессор Юрий Викторович Кузнецов обеспокоено отмечал, что «теперь только ленивый ВУЗ не занимается подготовкой специалистов по туризму». Самое неприятное здесь в том, что количество мест, где сегодня в Санкт-Петербурге готовят «туристов», значительно превышает число дипломированных специалистов по организации туризма.

 С развитием цивилизации образование приобретает всё большее значение. Но сегодня уже невозможно, как это было во времена Михаила Васильевича Ломоносова (1711–1765), быть сведущим во всех отраслях научного знания[2]. Расширение спектра специализаций, естественно, порождает дифференциацию знаний, и со временем к разработчикам стандартных учебных программ предъявляется всё больше претензий. По-видимому, эти «стандарты» не должны быть слишком уж всеобщими и должны бы учитывать специфику того или иного ВУЗ’а. Когда-то президент Петербургской Академии наук Михаил Васильевич Остроградский (1801–1862) говорил, что учить надо так, чтобы учащиеся видели цели обучения, чтобы наука возникала в их сознании не в качестве абстрактного чудовища, а была бы связана с их представлениями и стремлениями.

Среди точных наук, с которыми приходится знакомиться в вузе будущим специалистом по туризму особое место занимает математика. Хотя математика не является самой важной из всех школьных наук, но без неё о «зрелости» личности в современном обществе говорить просто нельзя, поскольку она является фундаментальной основой всех естественнонаучных знаний. Сама по себе – это интереснейшая наука. Недаром один из самых универсальных мировых учёных Вильгельм Готфрид фон Лейбниц (1646 –1716) говорил, что жизнь хороша уже тем, что при жизни можно заниматься математикой. Однако, как часто именно у школьного преподавателя математики не хватает умения или усердия в идентификации индивидуальных особенностей ученика[3], и вместо интереса к предмету у школьника порой развивается чувство отвращения к этой необязательной с его точки зрения науке. Далеко за примерами ходить не приходится: ведь только счастливый случай помог судьбе подарить нам светило отечественной математики – основателя научной школы по теории функций Николая Николаевича Лузина (1883-1950). И, как полагается, абитуриенты, невзлюбившие математику на школьной скамье, стараются попасть в те высшие учебные заведения, в которых, по их мнению, этой «жуткой» математики не должно быть. И вот тут-то по причине нарастающей математической экспансии многих из них ожидают нерадостные сюрпризы. Такую неожиданную реакцию приходится иногда констатировать у некоторых первокурсников, решивших стать специалистами высшей квалификации в сфере туризма.

Кто осмелится заявить, что современному специалисту по туристскому менеджменту не нужны прочные знания по экономике?

В  глубокой  древности  рождению  математики  способствовали  потребности  обычного  товарообмена,  но  математика  оказалась  неблагодарной  дочерью  экономики.  Поначалу  кажется,  что,  подарив  своей  прародительнице  четыре  арифметических  действия,  математика  забыла  об  экономике  на  долгие  тысячелетия.  На  самом  же  деле,  над  возможностью  помогать  экономике  математическими  приёмами  висело  «проклятие  размерности».  Ведь  экономические  задачи,  как правило,  имеют  большое  число  переменных  (аргументов),  а  математика  на практике дальше  пространства  трёх  переменных  фактически не  продвигалась  до эпохи выдающегося  ленинградского  математика  Леонида  Витальевича Канторовича  (1912 – 1986). Здесь не лишне напомнить, что большинство последних лауреатов Нобелевской премии по экономике – это математики.

Иногда  учёные  говорят,  что  в  знании  столько  науки,  сколько  в  ней  математики.  С  лёгкой  руки  выдающегося  немецкого  учёного  Давида  Гильберта  (1862-1943)  математику  даже  стали  называть  языком  науки.  А  известный  немецкий  философ  Эммануил  Кант  (1724-1804)  не  считал  химию  наукой  именно  на  том  основании,  что  она  в ту пору  почти  совсем  не  пользовалась  математикой.  Выдающемуся  кёнигсбергскому  специалисту  по  философии  естествознания  было  невдомёк,  что  в  то время  математика  ещё  была  недостаточно  развита,  чтобы  проблемы  химической  науки  были  бы  ей, как говорится, «по  зубам».  Теперь  же,  благодаря  своему  развитию  и  появлению  новых  разделов  (статистика,  дисперсионный  и  факторный  анализ,  теория  графов,  теория  нечётных  множеств,  теория  планирования  экспериментов  и  т. д.)  математика  уверенно  берёт  многие  неприступные  ранее  крепости  в  химии,  экономике,  системном  анализе,  экологии,  психологии  и  даже  в  лингвистике.

Примером одного из современных учебных пособий для такой древней, но ещё недавно столь далёкой от применения серьёзной математики области знаний, какой является психология, служит книга Геннадия Владимировича Суходольского «Основы математической статистики для психологов» [9], рекомендованная Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Психология». Без хорошей математической подготовки эту книгу студенту не осилить!

Ещё  каких-нибудь  15-20  лет  назад  туризм  ещё  как-то мог  обходиться  без  большой науки.  Вероятно с  таким  же  успехом  можно  сказать,  что  и  наука  сферой  туризма  особенно-то и  не  интересовалась.  Теперь же, с обособлением туристской отрасли и стремительным  возрастанием роли туризма  в государственной экономике, картина резко изменилась.  Потребность  в  поиске  оптимальных  путей  и  создании  научно  обоснованных  концепций  развития  туризма  подготовила  благоприятную  почву  для  создания  в  1994  году  Академии  Туризма,  именуемой  с  июня  2001  года  Национальной  Академией  Туризма, а три года назад была организована и Международная Туристская Академия с её Санкт-Петербургским представительством во главе с Михаилом Борисовичем Биржаковым.

Именно  обилие  сложных  связей,  внутренних  и  внешних  (с  другими  науками),  является  до  сего  дня  главным  тормозом  в  построении  эффективных  моделей  организации  управления  в  туризме. Качественный  скачок  в  управлении  туризмом  может  быть  достигнут  лишь  при  условии  освоения  и  совершенствования  методов  и  моделей,  которые  уже  были разработаны  и  применяются  в  таких  смежных  областях  знания,  как  экология,  биология,  психология.  И, стало  быть,  потребности  практики  ставят  теперь  на  повестку  дня  задачу  серьёзного  пересмотра  системы  математической  подготовки  будущих  специалистов - управленцев  высшего  звена  для  туристских  учреждений.  Ведь  в  рыночной  экономике  управляющий  должен  принимать  решения  в  условиях  риска,  а  это  значит,  что  он  должен  знать  не  понаслышке  о  таких  вещах,  как  теория  вероятностей,  статистика,  системный  анализ,  финансовая  математика,  теория игр, теория  принятия  решений,  математическое  программирование,  теория очередей,  так  называемый  «портфельный  анализ»  (теория оптимального  портфеля  ценных  бумаг)[4]  и  т.д.

Что же касается экономического образования, то на современном уровне без прочного математического фундамента оно просто не мыслимо. По определению академика Василия Сергеевича Немчинова (1894-1964) экономико-математическая модель есть концентрированное выражение существующих взаимосвязей и закономерностей экономического явления в математической форме[5].

А в каком ВУЗе будущим организаторам туристского бизнеса читают курс финансовой математики? Увы, ни в каком!

При построении математических моделей нельзя обойти вниманием и ещё один важный для практики вопрос. Это вопрос о необходимой точности расчётных данных. По этому поводу  известный  американский  специалист  по  моделированию  Ричард  Беллман  говорил:  «Если  мы  попытаемся  включить  в  нашу  математическую  модель  слишком  много  черт  действительности,  то  мы  захлебнёмся  в  сложных  уравнениях,  содержащих  неизвестные  параметры  и  неизвестные  функции.  Определение  этих  функций  приведёт  к  ещё  более  сложным  уравнениям  с  ещё  большим  числом  неизвестных  параметров  и  функций  и  т. д. Если  наоборот,  оробев  от  столь  мрачных  перспектив,  мы  построим  слишком  упрощённую  модель,  то  мы  вскоре  обнаружим,  что она  не  предсказывает  дальнейший  ход  явлений  настолько,  чтобы  удовлетворить  нашим  требованиям.  Следовательно,  учёный должен  идти  прямой  и  узкой  тропой  между  Западнёй  Переупрощения  и  Болотом  Переусложнения»  [1;  с. 11]. А, ведь, этому надо учить, и учить основательно!

 С появлением в 1931 году работы Витo-Вольтрра[6] «Математическая теория борьбы за существование» сложнейшие динамические процессы в живой природе языком строгих формул научилась выражать и биология. А благодаря работам выдающегося русского учёного-математика академика Никиты Николаевича Моисеева[7] экологические проблемы стали доказательно измеряться красноречивыми числовыми эквивалентами [8]. А уж с экологией-то «туристам» знакомиться надо куда как основательно не только в силу её планетарной актуальности, но и хотя бы просто потому, что существует «экологический туризм».

А наука, не дожидаясь осуществления насущных перемен в студенческом образовании, стремительно движется вперёд. В прошлом году на семинаре в Институте проблем региональной экономики РАН[8] упомянутый выше профессор Кузнецов в своём научном докладе «Методологические основы теории организации» поставил перспективную задачу использования в анализе проблем управления сложными системами в туризме представлений и методов уже новой науки – синергетики.

И, наконец, говоря об обучении будущих специалистов по туризму, нельзя обойти вниманием существующую на сегодня учебную программу.

Специалисты по туризму не «технари, но они и не гуманитарии. Так ли соответствует потребностям их образования существующая ныне стандартная учебная программа?  Теперь, когда многие студенты вынуждены работать, чтобы оплачивать свою учёбу, далеко не часто можно назвать неуместным вопрос: «А зачем же мне это понадобится?». И действительно, так ли значимы по сравнению с другими важными проблемами для будущего менеджеров по туризму, к примеру, задачи по рядам Фурье[9], которые появляются в проверочных тестах интернет-экзамена в сфере профессионального образования, проводимого ежегодно под эгидой Национального аккредитационного агентства по образованию. Ссылки на то, что это необходимые составляющие общей культуры, здесь представляются не совсем уместными, хотя значимостью общекультурной составляющей образовательного процесса ни при каких обстоятельствах жертвовать недопустимо.

История образования знает немало примеров, когда делались разумные отступления от стандарта. Например, во время учёбы в Политехнической школе способности молодого Пуассона[10] заметил Лагранж[11] и убедил школьное начальство в том, чтобы Пуассона освободили от трудного для него черчения, так как он будет не инженером, а учёным [5; с. 51].

Нельзя сказать, что существующая ныне в отечественных ВУЗах учебная программа подготовки специалистов высшего уровня по организации туристской деятельности совсем не  соответствует требованиям практики. По сути дела, стандартной программы для «туристов» никогда раньше и не было. Насущная задача – её создать. А заодно, следует ещё раз взвесить необходимость преподавания в ВУЗах физкультуры и русского языка, уроки которого маскируются под рубрикой «культура речи». Казалось бы, выпускник средней школы не должен получать аттестат зрелости, если он не знает родного языка. А прививать культуру речи после обстоятельного штудирования классиков русской литературы, если оно было в школе,  уже бесполезно. Положительный европейский опыт таких «чудес» не знает. А физическое развитие тамошняя молодёжь весьма активно совершенствует по своим вкусам и личным наклонностям (что немаловажно!) в различных спортивных секциях вне учебного расписания.

Диспропорции в системе подготовки и потребностей современного рынка туристских услуг особенно заметны именно в курсах математических дисциплин. Одна из причин этой диспропорции состоит в укоренившемся разрыве школьного и вузовского математического образования. Отечественное школьное обучение основам математического знания со времён Леонтия Филипповича Магницкого[12] совершенствовалось из поколения в поколение. В первой половине прошлого века наша математическая школа считалась одной из лучших в мире, а школьные учебники по математике Андрея Петровича Киселёва (1852-1940) были вершиной педагогического мастерства, потому что этот выдающийся учитель не только, говоря словами Ньютона, «стоял на плечах гигантов», но и весьма бережно относился к опыту своих предшественников. Именно последнее обстоятельство побуждало Андрея Петровича сохранять в своей «Алгебре»[13], выдержавшей к 1965 году 42 переиздания, такие выведенные за рамки обязательной школьной программы разделы, как «Дифференциальные уравнения»[14] и «Непрерывные дроби».

Во второй половине ХХ века Академия наук СССР (в лице отделений физики и математики) проявила формальную инициативу в реформировании школьной программы. Но всерьёз она школьной программой не занималась, доверив своё представительство в её проведении академикам А.Н.Колмогорову[15] и И.К.Кикоину[16] [7; с. 197]. И воистину великий учёный с мировым именем, но не имевший достаточного опыта именно в школьной педагогике, Андрей Николаевич Колмогоров, пренебрегая сложившимися веками традициями, решил по своей личной инициативе «обогатить» школьную программу по математике представлениями о производных и определённых интегралах в пределах прежнего количества учебных часов. Это произвело эффект «тришкиного кафтана» из известной басни Ивана Андреевича Крылова. Ради внедрения нововведений средняя школа без согласования с высшей школой выбросила из своей обязательной программы такие разделы как «Комбинаторика», «Бином Ньютона», «Комплексные числа» и др[17]. В итоге был нанесён удар по традиционной системе изложения высшей математики и в вузах[18]. Например, высшая школа уже в первом же семестре должна опираться на знание бывшими школьниками бинома Ньютона и  теории соединений, т.е. на знания, которое нынешняя общеобразовательная школа давать учащимся теперь не обязана. И вузовские преподаватели вынуждены тратить непредусмотренное программой время на устранение значительных пробелов в знаниях своих учеников.

В свете изложенного выше представляется необходимым констатировать, что для повышения качества подготовки специалистов с высшим образованием для туристской отрасли необходимо:

1)   разработать программу обучения специалистов, соответствующую

    насущным потребностям туристской отрасли; 

2)   заметно (по крайней мере, в полтора раза) увеличить число учебных часов по экономическим и математическим дисциплинам:

     а) для ликвидации давно существующего разрыва между школь         ной и вузовской программами, вызванного неудачной реформой школьной программы по математике во второй половине прошлого века;

     б) для полноценного ознакомления студентов с такими дисципли нами, как

            –  математическая статистика,

            –  финансовая математика,

            –  экономико-математические методы,

       –  теория принятия решений (в условиях риска);

3)   исключить из типовой программы по высшей математике для будущих специалистов по организации туристских услуг как обязательные такие, например,  разделы как

–  полярные, цилиндрические и сферические координаты,

–  криволинейные и кратные интегралы,

–  теория поля.

4)   изменить программу изучения истории так, чтобы она  не дублировала содержание школьной программы, а давала знания по истории развития экономики и менеджмента;

5)   вынести занятия физической культурой за рамки расписания учебных занятий;

6)   изучение русского языка заканчивать в общеобразовательной школе;

7)   ходатайствовать перед соответствующими управляющими высшим образованием структурами:

а) об организации  проверок высших учебных заведений, выпускающих специалистов по туризму, на предмет соответствия учебных программ и качества подготовки выпускников, а также  обеспеченности учебного процесса квалифицированными специалистами по туризму;

б) о  привлечении специалистов Международной Туристской     Академии и Русского географического общества к организации и проведению таких проверок; 

 в) о привлечении Международной Туристской Академии и Русского географического общества к лицензированию программ подготовки  специалистов по туризму.

 

Библиографический список

 

1. Беллман Р.Э. Динамическое программирование. Пер. с англ. – М.:

    Издательство иностранной литературы, 1960.

  2. Боголюбов А.Н. Математики. Механики. – К.: «Наукова думка»,

       1983.

3. «Всемирный следопыт» № 16/17, 2008.

4. «24 часа» № 47(597)от 16 ноября 2000 года.

5. Зацаринный В.П., Акопов А.И. Атланты держат небо. – М.:

    «Знание», 1979.

6. Касимов Ю.Ф. «Основы оптимального портфеля ценных бумаг»  –

    М.: Издательство «ФИЛИНЪ», 1998.

7. Колягин Ю.М. Русская школа и математическое образование: Наша

    гордость и наша боль. – М.: Издательство «Просвещение», 2001.   

8. Моисеев Н.Н. Математика ставит эксперимент.  – М.: «Наука», 1979.

9. Суходольский Г.В. «Основы математической статистики для психо-

    логов». – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского  государствен-

    ного университета, 1998.

 


[1] ОПЕК – объединение стран, реализующих сырую нефть на мировых рынках.

[2] В научных кругах принято считать, что последним энциклопедистом был выдающийся немецкий естество-

   испытатель Александр фон Гумбольдт (Humboldt, 1769 – 1859).

[3] Справедливости ради, следует согласиться с тем, что для индивидуального подхода к каждому ученику их

   количество  в классе никак не должно превышать двух десятков человек.

[4] Досадно, что сегодняшние выпускники большинства петербургских вузов практически не в состоянии

  понимать и применять на практике методы, изложенные, например, в таких, написанных, в общем-то, именно

  для них, руководствах, как книга Ю.Ф.Касимова «Основы оптимального портфеля ценных бумаг» [6], где

  достаточно подробно освещены элементы современной теории американского экономиста Гарри Маркeq \o (о;´)вица

  (Harry Markowitz) по инвестициям с теоретико-вероятностной формализацией понятий доходности и риска.

[5] Кстати, многие учёные, получившие в ХХ веке Нобелевские премии за вклад в развитие экономической

  науки, по сути, были математиками.

[6] Вольтeq \o (е;´)рра Витeq \o (о;´) (Volterra Vito) итальянский математик, иностранный член-корреспондент Петербургской АН

  с 1908 года и иностранный почётный член АН СССР с 1926 года..

[7] Моисеев Никита Николаевич (1917-2000) – выдающийся советский учёный в областях механики, приклад-

   ной математики и информатики, член-корреспондент с 1966 года и академик с 1984 года АН СССР.

[8] Санкт-Петербург, ул. Серпуховская, дом 38.

[9] Авторы убеждены, что умение раскладывать функции в тригонометрические ряды Фурье навряд ли является

   атрибутом высокой культуры менеджера по туризму.

[10] Пуассeq \o (о;´)н Симеeq \o (о;´)н Денeq \o (и;´) (1781 – 1840) – французский математик, механик и физик, один из основателей

    математической физики. Почётный член Петербургской Академии Наук (с 1826 года) [2; с. 396].

[11] Лагрeq \o (а;´)нж Жозeq \o (е;´)ф Луeq \o (и;´) (1736 – 1813) – выдающийся французский математик и механик, преподававший с 1797

    года в Политехнической школе в Париже [2; с. 265 – 266].

[12] Магницкий Леонтий Филиппович (1669 – 1739)  – выдающийся педагог-математик. С 1701 года и до

    конца жизни преподавал математику в Школе математических и навигацких наук,  организованной по

    указу Петра Великого в Москве. В 1703 году издал учебник арифметики, который был в России основным

    учебным пособием по математике  до середины XVIII века. По этому учебнику учился и М.В. Ломоносов,

    называя его «вратами учёности».

[13] Здесь имеется ввиду вторая часть учебника «Алгебры» Киселёва для старших классов средней школы.

[14] Или «Решения линейных уравнений в целых числах»; в учебнике А.П.Киселёв называл этот раздел

    «Неопределённые уравнения».

[15] Колмогоров Андрей Николаевич (1903 – 1987) – выдающийся учёный-математик, академик АН СССР

    (1939). Приобрёл всемирную известность созданием аксиоматического обоснования теории вероятностей

    (1933).

[16] Кикeq \o (о;´)ин (Кушелевич) Исаак Константинович (1908 – 1984) – физик, академик АН СССР (1953). Основные

    труды посвящены атомной физике и физике твёрдого тела.

[17] Новая программа по математике для средней школы была утверждена Министерством просвещения СССР

    в 1968 году (опубликована в журнале «Математика в школе» №2  за 1968 год). По планам министерства

    реформа должна была закончиться в 1975 году, но закончилась она лишь в 1978, причём полным её

    провалом [7; с. 197].

[18] По свидетельству доктора педагогических наук, академика Российской академии образования заместителя

    директора НИИ школ Министерства просвещения России Юрия Михайловича Колягина «высшая школа

    оказалась более консервативной и осторожной» и программы обучения не меняла [7; с. 192].

В начало статьи

 

НАЗАД