Доклады участников конференции, список здесь...

           НА ГЛАВНУЮ

II Международная

научно-практическая конференция

«САКРАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ.

АСПЕКТЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО

и ПАЛОМНИЧЕСКОГО ТУРИЗМА»

Перечень докладов участников конференции 

9-12 апреля 2016 г Санкт-Петербург

ВЕРНУТЬСЯ НА ДОКЛАДЫ

Каменные изваяния

как объекты священной географии мировой культуры

 

 

Ал. А. Григорьев

Санкт-Петербургский Государственный университет,

199034, Санкт-Петербург, Университетская наб,

7/9, Российская Федерация. Эл. адрес - neva8137@mail.ru

 

 

В докладе идет речь о древнейших каменных изваяниях доисторического времени (рис.1). Их нельзя  смешивать с известными, в основном средневековыми каменными скульптурами, особенно широко распространенными в степях Евразии,  в том числе на территории России. Последние достаточно хорошо изучены, привязаны к известным археологическим культурам, исследованы в семантическом отношении.

Рис.1. Зооморфное изваяние на каменном столбе. «Побитые камни» Болгария. http://mw2.google.com/mw-panoramio/photos/medium/65250859.jpg

В отличие от средневековых доисторические каменные изваяния не только практически не изучены, но, более того, они не «привязаны» ни к одной известной археологической культуре. Главное же, многие особенности этих изваяний (о которых пойдет речь ниже) никак не вписываются в существующую парадигму мирового развития человечества. Им просто нет мест в официально признанной и на самом деле далекой от истины схемы этого развития.

Возвращаясь к теме доклада, следует заметить, что многие рассматриваемые каменные скульптуры считаются у местного населения идолами, которым люди всегда поклонялись. То есть они также считаются священными. Исключение составляют изваяния, расположенные в местах проживания «высоко цивилизованных» общностей (например, в Бретани, во Франции). Там они, разумеется, не являются объектами современного поклонения, хотя и считаются древними идолами. Тем не менее, все известные каменные скульптуры овеяны преданиями и являются неотъемлемой частью менталитета самых разных народов и народностей. И как часть этого менталитета, все они являются священными.

С отдаленных времен полевые исследователи наблюдают в самых разных ландшафтах планеты антропо и зооморфные  формы рельефа). Вспомним только "Эоловый город" в Джунгарии, наиболее подробно освещенный В.А. Обручевым [7,8] (рис.2 слева).

.

Рис.2а. Морские обитатели. Слева Моржи. Хр. Джаир. Джунгария. Китай.

 

Рис. 2б. С.В. Обручева. Справа Дельфин. Национальный парк Santuario  Huayllay,  Перу.

http://mw2.google.com/mw-panoramio/photos/medium/42160447.jpg фото KmrojasA

 

В настоящее время в науке господствует мнение, что подобные каменные скульптуры, встречающиеся как вблизи, но чаще всего вдали от поселений, являются игрой природы. Естествоиспытатели – географы и геологи уверенно (одной фразой!) утверждают, что они созданы разнообразными природными процессами и относят их к "причудливым" формам рельефа.  Такие суждения можно обнаружить во всех изданиях, посвященных уникальным геоморфологическим и геологическим  объектам, в публикациях и отчетах путешественников, а также  в информации научных отделов Региональных и Национальных парков и других научных организаций [1, 3-6]. Основываясь на этих суждениях можно утверждать, что подобные формы антропо и зооморфные изваяния являются специфическими формами рельефа (подобных, например терриконам или карьерам). Именно такой генезис «приписывают» всем  доисторическим каменным изваяниям, находящимся на охраняемых территориях любых государств мира (рис.3).

Рис.3. Каменное изваяние сфинкса. Лунная Долина. Аргентина. . http://traveltimeonline.com/wp-content/uploads/2014/01/zapovednik-IschigualastoArgentinaSn-HuanSphinx-1-500x273.jpg

В формировании экзогенных форм рельефа принимают участие различные процессы, в том числе эрозионные, денудационные, карстовые, эоловые, выветривания и многие другие. В зависимости от состава горных пород, их твердости, отдельностей, на которые они разбиваются (в том числе сфероидальной, матрацевидной), трещиноватости, рельефообразующих процессов образуются различные формы рельефа. Определенную роль играют и напластования пород, более твердых и менее прочных. В результате возникают причудливые формы рельефа, особенно распространенные в пустынях. В том числе – башни, столбы, иглы, седловины, шары, стены.  Иногда они напоминают минареты, крепости, замки, даже города.

В некоторых случаях отдельные элементы образующихся форм могут напоминать какое-либо животное или человека или части их тела. Такие скульптуры весьма несовершенны и обычно наблюдатель дорисовывает их в своем сознании. Вместе с тем отдельные скалы или даже их скопления вызывают удивление своими вполне совершенными (в той или иной степени), далеко «не эскизными» антропо и зооморфными формами, сравнимыми с произведениями скульпторов и даже не уступая им.

Разумеется, некоторые путешественники прошлого сомневались в природном генезисе таких форм, выдвигали иную версию генезиса антропо и зооморфных скал., что, впрочем, не удивительно. –Так путешественник Е.Л. Марков, который побывал в Дивногорье в конце 19 в., и который явственно видел сходство некоторых скал с языческими идолами, указывал на возможность вмешательства человека в природу [5 ]. Он отмечал не только похожесть некоторых меловых скал на идолы, но и наличие в выходах меловых пород циклопической кладки - Всюду, где древние народы видели некие элементы «творчества» природы, красоты, человек дорабатывал природные произведения искусства. – Так могли возникнуть и похожие на животных или человека Дивы, - размышлял, глядя на Дивы путешественник. Однако такие представления до сих пор считаются ненаучными.

         Антропоморфные и зооморфные каменные изваяния, на мой взгляд, составляют особую группу мегалитических сооружений. Они распространены по всей планете. Наиболее известными и признанными  (то есть как природно-рукотворные) научным сообществом являются каменные истуканы острова Пасхи (Чили) в Тихом океане и сфинкс, расположенный вблизи таких мегалитов как пирамиды в Гизе в Египте. Вместе с тем даже эти объекты, признанные рукотворными, остаются «крепким орешком». Для чего они созданы, кто их создал, когда это было, почему они огромны и т.д. Громадное большинство других антропоморфных и зооморфных древнейших каменных сооружений до сих пор считаются (просто утверждениями) созданными естественными природными причинами – разнообразными геоморфологическими процессами.

        Следует подчеркнуть, что все очевидцы этих скульптур, в том числе археологи, геологи и географы,  со всей определенностью единодушно отмечают отчетливость антропоморфных или зооморфных изображений. Однако при этом очевидцы  считают их естественными образованиями, своего рода «игрой природы». – Даже, несмотря на исключительную сохранность и реалистичность каменных скульптур  (рис.4).

Считающиеся природными каменные скульптуры или барельефы на скалах существуют в разных странах планеты [3]. Так  каменную скалу, целиком превращенную якобы силами природы в скульптуры животных, можно увидеть в Исландии в заливе Хун. Это скала-скульптура Хвитцеркур, возможно, изображающая мамонта, расположенная непосредственно в море.   Подобный природно-рукотворный мегалит – скульптура верблюда находится в степях северо-западного Казахстана.

Гигантское каменное антропоморфное изображение – лежащего великана можно увидеть в национальном парке Ергаки в Саянских горах. В народных легендах каменная скульптура называется  «Спящий Саян». Чаще встречаются антропоморфные барельефы с изображением верхней части фигуры или только головы. Такие каменные барельефы зафиксированы  в заповеднике Красноярские столбы на р. Енисей, а также среди похожих каменных столбов на р. Лена (Ленских Столбов).

 

Рис. 4. По какой матрице Природа создала огромную Голову собаки? Плато Маркагуаси. Анды. Перу. .

http://mw2.google.com/mw-panoramio/photos/medium/74742250.jpg

 

Среди каменных изваяний встречаются необыкновенные, вымершие  животные. Например, огромные драконы. Один из них, длиной около 10 м  среди других мегалитов на Карельском перешейке в Ленинградской области. Огромный дракон, протяжением туловища около 800 м, обнаружен в горах на Дальнем Востоке. Примечательное фантастическое каменное изображение (во весь рост) человека с собачьим лицом среди каменных столбов в долине р. Амур на Дальнем Востоке. – В связи со сказанным вспоминаются легенды о песьеголовых людях и изображения таковых, например, Святого Христофора на иконах.

К необыкновенным существам, запечатленным в каменных изваяниях, относятся изображения сфинксов. Самый известный из них и признанный рукотворным – Большой сфинкс в Гизе в Египте. Несколько других каменных изваяний сфинкса считаются «игрой природы». Один из них расположен в национальном парке Лунная долина в Аргентине. Другой – в национальном парке Хингал в Пакистане. Еще один – в национальном природном парке Бучеджи в Румынии (принадлежит к одному из семи чудес света страны). Все они признаны выдающимися достопримечательностями, причем ошибочно – природными. Однако самый большой природно-рукотворный каменный сфинкс, расположен во Франции  в региональном природном парке Веркор в провинции Рона-Альпы. Это гора  Эгюй [10 ].

Целый ряд признаков позволяет уверенно отделить природные антропоморфные и зооморфные каменные изображения от рукотворных [2]. Таким – рукотворным - признаком может быть наличие явно выраженных следов обработки инструментом (в особенности с отчетливыми краями, перпендикулярных друг другу или, наоборот, криволинейных очертаний и т.д.). Иногда каменные изваяния явно составлены из отдельных блоков горных пород. В отдельных случаях они установлены на каменные платформы (в виде подставок) или имеют подпорки. Нередки специальные явно рукотворные пазы и выступы, скрепляющие блоки. Наконец, в некоторых их них отмечаются просверленные отверстия и пропилы.

Среди таких признаков – симметричное расположение не единичных, а нескольких элементов тела (головы) человека или животного (не только, например, глаз, но и ушей и т.д.). Нередко – предметы одежды. И, конечно, ярко выраженная реалистичность и законченность изображения. Так, например, на одном из мегалитов Красноярских столбов отчетливо выражены не только элементы лица, головы в целом, но и своеобразный головной убор.

Еще один признак – расположение антропо и зооморфных изваяний совместно с другими мегалитами. Наконец, иногда такие причудливые скалы маркируются древнейшими топонимами (в том числе с формантами див,инд, ман и другими) следами праязыка, сохранившегося в полной мире в виде санскрита.

Важным признаком является расположение природно-рукотворных каменных образований – на холмах выступах, на берегах рек, всюду, где отмечался обзор местности - поскольку они использовались в качестве ориентиров в географическом пространстве. Надежным индикатором является расположение некоторых каменных феноменов, позволяющее фиксировать значимые солнцестояния с целью определения времени и ориентировки в пространстве.

Именно на основании такого рода признаков в России  и на планете в целом практически все необычные каменные столбы с ликами человека и животных были переосмыслены и толкуются теперь как природно-рукотворные [2]. Анализ распространения причудливых скал показал, что они распространены практически во всех природных зонах, а по высоте – в том числе в горах обычно не выше низкогорий, в редких случаях в высокогорье. Наиболее часто встречающиеся изваяния представлены изображениями слонов, львов, черепах, собак, крокодилов и конечно  - из фантастических – драконов. Среди редких образов, запечатленных в камне, – изваяние, похоже на Бабу-Ягу на территории национального парка в Баяанульском горном массиве в Казахстане (рисс.5).

Нет четкого соответствия видов каменных изваяний и современных ландшафтов и природных зон. Изваяние верблюда существует на о. Б Ляховский  в полярной пустыне. Нередко в пределах одного ландшафта (или экосистемы) встречаются изваяния животных, не обитающих совместно. Сказанное отмечается и при палеогеграфической реконструкции то есть при допущении, что изображены обитатели предшествующих природно-климатических условий.

Для природы как создателя изваяний странна избирательность таких изваяний, которые изображают в основном хорошо известных или даже окружающих существ (собака, лев, черепаха, верблюд, дракон). Это явный признак в рукотворности таких изваяний.

 Рис.5. Каменное изваяние, похожее на Бабу-Ягу. Баяанульский низкогорный массив. Казахстан.

http://www.sayat-travel.kz/image/d3ca2c596b02862010dacccee0060a4f/800/600

 

Характерная особенность всех каменных изваяний их сакральность, признаваемая современным аборигенами этих мест. Замечу, что в то же время никто из них не является их создателями – как они сами считают (впрочем кроме якутов – Кисилях). Это свойство причудливых скал, как и мегалитов в целом обусловлено прежде всего их первичным предназначением как ориентиров в пространстве и во времени [9].

Разумеется, для всех причудивых скал свойственна знаковость. Ее смысл во многих случаях дошел до наших дней. В масштабе планеты главным каменным изваянием являются драконы (символ – воплощение высших сил, восходящее солнце на Дальнем Востоке, существо, соединяющее черты крокодила, змеи, льва и даже динозавра– агрессивность, раздражительность, наконец, дракон  -враг человечества). На более низком уровне деления в обоих Америках наиболее распространены драконы, на Дальнем Востоке – черапахи (опора мироздания, начало творения  в даосской религии –космос мировой океан, земля, близкие толкованияв алхимии философии), а посредине – в Африке, Европе и центральной и северной Азии – верблюды ( у многих азиатских народов -символ благополучия у христиан – символ смирения, умеренности, по Хуану Кирло  согласно Зохару и Авесте – летающий верблюд тот же змей).

Существуют также причины мировоззренческого характера, которые мешают признанию очевидного. Археологи не допускают существование развитой доисторической культуры и цивилизации. Геологи и географы, которые также воспитаны на таких представлениях, своего рода канонических знаниях, объявляют все рассматриваемые феномены природными по происхождению. При этом приписывают им разное происхождение – ледниковое, эрозионное, эоловое и т.д. Природа в таком случае выступает настоящим кудесником, создавая при этом вполне определенные и далеко не разнобразные виды  каменных скульптур, например, сфинксов, причем в самых разных районах планеты.

Каменные изваяния вошли в менталитет всех народов планеты. Еще раз подчеркну: никакой из существующих народов и их предков не имели отношения к их созданию. Однако, наблюдая каменные изваяния, понимая их величие, необыкновенность, предки современных народов поклонялись им как некоему высшему началу, создавали попутно легенды о великанах явно причастных к этим изваяниям. Вспомним богатыря Святогора и последующих явно измельчавших богатырей (Илью Муромца и других).

В древнегреческой мифологии вспоминаются такие фигуры- великаны как Атлант, Геракл, Прометей. Перенесемся в наше тысячелетие. Великаны в центре романа Франсуа Рабле – Гаргантюа и Пантагрюлэь (кстати один из менгиров в Бретани считается зубом Гаргантюа). У англоиирландского писателя Джонатана Свифта (на грани 17-18 вв.) великаны изображены в Путешествии Гулливера. Вспоминается также Голова в Руслане и Людмиле А.С., Пушкина (уже 19 в.). Наконец, Каменное изваяние  в центре внимания американского писателя Натаниэла Готторна в рассказе «Большая каменная фигура»

Таким образом, доисторические  каменные изваяния являются не просто индикатороми и знаками древнейшего освоения геопространства. Они глубоко вошли в менталитет всех народов Земли и принадлежат к памятникам священной географии мировой культуры

 

Литература

                                   

1.Горбатовский В. Природные святилища России. М.: Изд. Аст. 2013. -230 с.

2. Григорьев Ал.А. Каменные изваяния – индикаторы освоения планеты. СПб.: Каф. страноведения и межд. туризма СПбГУ.2015. – 204 с.

3.Григорьев Ал.А. Древнейшее освоение Северной Евразии. Географические аспекты. СПб.: Астерион. 2014.– 284 с.

4.Григорьев Ал.А. , Карчевский М.Ф. Паранина А.Н., Паранин Р.В. Природный Парк зооморфных и антропоморфных мегалитов на Карельском перешейке //Природное и культурное наследие: междисциплинарные исследования. Коллективная монография. СПб.: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена. 2014. С.411-418.

5.Марков Е.Л.  В стране белых гор. Поездка в Дивногорье / Науч. ред. проф. А. В. Бережной. — Воронеж: Творческое объединение «Альбом», 2007. - 64 с.

6. Мурзин Ю.А. Кигиляхи Якутии // Природа n 5, 2004. С.54-58.

7. Обручев В.А. Эоловый город // Вокруг света n 10.1949. С.24-33.

8. Обручев В.А.. Избранные работы по географии Азии : в 3 т. Т. 1 /. - М. :

9.Паранина А.Н. Природное и культурное наследие  как отражение эволюции пространства-времени // Природное и культурное наследие: междисциплинарные исследования, сохранение и развитие. Коллективная  монография. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена. 2015. С. 71-81.Географгиз, 1951. - 501 с.

10. René R. Enigmes Curiosités Singularités. Edité par l'auteur . 1987. - 400 p

 

 

 

 

 

В начало страницы