ПАЛОМНИЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КОНСТАНТИНО-ЕЛЕНИНСКОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ
Игумения
Илариона (Феоктистова)
Константино-Еленинский
женский монастырь
Санкт-Петербургской епархии
Русской
Православной Церкви,
Санкт-Петербург, Россия
В своем сообщении
я кратко расскажу об организации паломнической деятельности нашей
обители и о том, какие особенности присущи этой деятельности в
условиях небольшого вновь созданного монастыря.
Паломническая
деятельность монастыря началась с момента его возникновения.
Константино-Еленинский монастырь образован в 2006 году на месте
приходского храма в честь святых равноапостольных Константина и
Елены в поселке Ленинское Выборгского района Ленинградской области,
в 50 км от Санкт-Петербурга. Первые насельницы в количестве 5
человек переехали сюда из Воскресенского Новодевичьего монастыря в
Санкт-Петербурге, где они начинали свою монашескую жизнь.
Наш монастырь
имеет несколько характерных особенностей:
1.
Совершенно
новый монастырь. Исторически в поселке Ленинское никогда не было не
только монастыря, но даже православного храма, так как до 1939 года
это была территория Финляндии (место называлось Хаппала – Осиновое).
Отсутствовала какая-либо церковная традиция в жизни народа.
2.
В монастыре
собрано большое количество святынь: это частицы мощей древних
святых, иконы старого русского письма и новонаписанные на Святой
Горе Афон, в том числе точный список иконы Всецарица, уже горячо
почитаемый нашими прихожанами. Эти святыни доставлены из Западной
Европы ктитором (основателем, попечителем) монастыря Голощаповым
К.В. В монастыре находятся частицы мощей свв. равноапп. царей
Константина и Елены, свт. Николая, свт. Спиридона, вмч. Пантелеимона,
свв.бесср. Космы и Дамиана Римских, св.равноапп. Марии Магдалины и
многих других святых, чтимая икона Божией Матери «Иверская». На
Санкт-Петербургском подворье: мч.Вонифатия, мц.Христины, вмч.Георгия
Победоносца, блж.Матроны Московской, мцц. Веры, Надежды, Любови,
чтимая иконы Божией Матери «В скорбех и печалех утешение»
3.
Такое
сочетание новизны и древности создает особое духовное напряжение в
жизни обители. Историческую перспективу для монастыря создают два
его подворья – Линтульское Свято-Троицкое в поселке Огоньки
Выборгского района Л.О., в 10 км от монастыря, и Санкт-Петербургское
на Рижском пр.,9, - храм прмч. Андрея Критского. Подворья с
монастырем объединяет царская тема: и храм прмч.Андрея Критского, и
Свято-Троицкий женский монастырь в Линтуле были построены в 90-е
годы Х1Х века после чудесного спасения царской семьи императора
Александра Ш в при крушении поезда в Борках. И тот, и другой храм
освящал св.прав. отец Иоанн Кронштадтский, и тут, и там преобладала
миссионерская направленность: сщмч. Философ Орнатский в течение
более 20-ти лет был настоятелем храма прмч. Андрея Критского и
возглавлял всероссийское Общество духовно-нравственного просвещения
в духе Православной Церкви, и Свято-Троицкий женский монастырь в
Линтуле, находясь среди финского населения, своей жизнью
свидетельствовал о православной вере, а также содержал школу-приют
для местных детей.
4.
Близость
нашего монастыря к Санкт-Петербургу создает возможность однодневных
поездок в монастырь, чтобы за краткое время приезжающие могли выйти
из рутинного потока городской жизни. Внутренняя связь монастыря и
его подворий позволяет видеть монастырскую жизнь с разных сторон.
Константино-Еленинский монастырь в организации паломнической
деятельности изначально избрал для себя приоритет духовной пользы
как для насельниц (возможность послужить ближним ко спасению), так и
для паломников (возможность вхождения в полноту церковной жизни),
что соответствует «Рекомендациям по развитию паломнической
деятельности», разработанными Синодальным отделом по монастырям и
монашеству РПЦ.
Паломническая
деятельность Константино-Еленинского монастыря осуществляется в
трех направлениях:
-
Прием
паломников в монастыре группами и индивидуально. Это
направление поддерживается силами насельниц обители и включает
следующие послушания: предварительная запись групп, экскурсии
на территории монастыря, организация трапезы, ночлега, трудов
для паломников-трудников, аналитическая работа. Послушания:
экскурсоводов, гостиничной, келарская служба, киоск
«Монастырские блины». Всем этим занимаются сестры: экскурсоводы,
гостиничная и келарская службы, дежурные в киоске «Монастырские
блины». Принимаем 290-350 групп в год от 10 до 50 человек в
группе.
Содержание экскурсий на территории
монастыря предполагает:
1.1.
Для
паломников: участие в богослужениях, знакомство с историей и
святынями монастыря, ответы на вопросы, информация о возможности
приехать в монастырь в качестве паломника-трудника.
1.2.
Для
туристов: свидетельство о существовании монастырей в современных
условиях, присутствие людей, решившихся на монашество, знакомство с
храмами монастыря, элементарными сведениями о церковной жизни,
рассказ об иконах, мощах, святых угодниках Божиих, о Таинствах
Церкви.
1.3.
Прием
паломников-трудников осуществляется по специально разработанным
Правилам внутреннего распорядка. За годы существования монастыря
через трудничество прошли 875 человек, многие приезжают на помощь
постоянно, некоторые вошли в число сестер. За 2015 год – 130
человек, приехавших потрудиться в монастырь впервые. Индивидуальные
паломники-трудники имеют возможность пожить в условиях монастырского
распорядка дня, включающего богослужение и труд, удаление от суеты
(излишней информации и развлечений). Паломники могут подробно
исповедоваться и получить совет духовно опытных людей, общаться с
верующими и воцерковленными людьми, видеть пример сестер. В нашей
обители все живут на равных условиях в соответствии с правилами
внутреннего распорядка. Желающих пожить в монастыре, как в светской
гостинице, не принимаем.
-
Организация
поездок для мирян от монастыря и в монастырь. Этим занимается
Паломническая служба обители в лице Замешайловой С.Г.
Организуются паломнические поездки два раза в месяц по
нестандартным маршрутам как по России, так и зарубеж. Особый
маршрут: начиная с Санкт-Петербургского подворья (храм и музей),
продолжая в монастыре и заканчивая на Линтульском подворье – для
одного дня огромное количество впечатлений, погружение в
разностороннюю жизнь нашего монастыря.
-
Школа
православного экскурсовода в воскресной школе-центре для
взрослых «Училище благочестия» на Санкт-Петербургском подворье
монастыря при храме прмч. Андрея Критского. Школа готовит
организаторов паломнических поездок, обучение включает подробное
знакомство со святыми и культурно значимыми местами
Северо-Запада России, что позволяет называть такие поездки
Интеллектуальным паломничеством. Организуются учебные поездки по
Ленинградской области. Деятельностью ШПЭ руководит Жервэ Н.Н.
-
Паломничество
сестер монастыря (группами от трех до 10 человек) важно для
внутренней жизни монастыря: происходит осознание сестринского
единства в общецерковном и межмонастырском общении. Сестры ездят
в г.Бари к мощам свт.Николая, в Троице-Сергиеву лавру, на
Соловки, в Оптину пустынь, другие обители России. Игумения
Илариона совершила восхождение на г.Арарат в Турции 31 августа -
3 сентября 2012 года. (см. статью «Восхождение на библейскую
гору Арарат» в 3-м номере альманаха «Линтула»). Гора Арарат в
библейском понимании – символ единства современной человеческой
цивилизации, незыблемости семейных ценностей и обретения
спасения в духовном ковчеге – Церкви Христовой.
-
Особый вид
паломничества – ежегодный Крестный ход из монастыря в
пос.Ленинское к Линтульскому подворью в пос.Огоньки. Расстояние
пути – 10 км. Начало – в 8 часов утра у главного храма обители,
затем с молебным пением движение по проезжей части дороги
местного значения в сопровождении автомашин ГИБДД. Прибытие в
Линтулу к 10 часам. Литургия в Свято-Троицком храме Линтульского
подворья. Трапеза, общение. Участвуют священнослужители, сестры,
прихожане монастыря и гости обители (в 2015 г. – около 400 чел).
Особенности
паломнической деятельности монастыря.
1.
Личностный
подход в работе всех направлений. Это относится и к организаторам
паломничеств, и к участникам поездок. В отношении организаторов:
авторские маршруты, авторская программа подготовки гидов. В
отношении самих паломников и туристов: максимум внимания и к каждому
человеку, и к группе в целом, чему способствует и небольшое
количество групп. И группа, и индивидуальный паломник может
почувствовать себя в ограде монастыря удаленным от мирской суеты.
Есть возможность задать все интересующие вопросы и получить ответы,
которые помогут понять реальную жизнь обители и избавиться от
навязанных извне стереотипов восприятия монастырской жизни и
отношения к ней.
2.
Цель
пребывания индивидуальных паломников в монастыре – духовная польза.
Этим определяется и продолжительность проживания, и единый для всех
образ жизни, учитывающий индивидуальные особенности и силы каждого,
и распределение послушаний. Создается возможность полноценного
воцерковления, участия в Таинствах. В гостинице существует
библиотека духовной литературы для общего пользования.
3.
Монастырь
желает поделиться с приезжающими тем самым главным в своей жизни,
чем живут и все насельницы. Цель - практическое усвоение церковного
богооткровенного Предания, насколько это возможно для современного
человека. В центре монастырской жизни – храм, Литургия, проживание
годового богослужебного круга. Вокруг храма – деятельность,
направленная на обеспечение храма и прихожан всем необходимым, а
также просветительская деятельность и братская взаимопомощь.
Монастырь живет внутренней духовной жизнью, которая остается
неприкосновенной и невидимой для вешнего взгляда. При этом – местом
нашего христианского единства является храм, открытый постоянно для
всех.
Прием
паломников в монастыре.
Количественные
показатели
Год |
Кол-во
групп:
абсолют/%
к прошлому году |
Кол-во
паломников в группах, чел.;
абсолют/%
к прошлому году |
Кол-во
индивидуальных паломников-трудников, приехавших в К.-Е.
монастырь впервые |
2006 (с
июля по декабрь_ |
|
|
15 |
2007 (с
июня по декабрь) |
51 |
1160 |
62 |
2008 |
136 |
4207 |
85 |
2009 |
163;
119,9% |
4605,
109,4% |
73 |
2010 |
247;
151,0% |
6691,
145,0% |
79 |
2011 |
299;
121,0% |
7510;
112,24% |
108 |
2012 |
279; 93,2% |
6649;
88,5% |
90 |
2013
|
349; 125 % |
7926;
120,4% |
109 |
2014 |
328; 94% |
7826;
96,5% |
121;
104,3% |
2015 |
290; 88,4% |
6916;
88,3% |
133;
109,9% |
Всего
|
2142 |
53490 |
875 |
Количество паломников увеличивалось до
2013 года. В 2014 и 2015 количество групп уменьшилось в связи с
общей экономической ситуацией. Количество индивидуальных паломников
неизменно увеличивается от года к году. Большинство индивидуальных
паломников после первого посещения приезжают в монастырь
неоднократно.
Качественный
анализ
Соотношение
местных и удаленных маршрутов
|
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
СПб |
46 |
125 |
138 |
180 |
193 |
97 |
291 |
Область |
2 |
5 |
20 |
57 |
95 |
70 |
35 |
дальние |
3 |
6 |
5 |
10 |
11 |
12 |
12 |
|
51 |
136 |
163 |
247 |
299 |
279 |
338 |
Большую часть составляют паломники из
Санкт-Петербурга и области, что позволяет поддерживать отношения с
организаторами поездок на постоянной основе и вести более
целенаправленную просветительскую деятельность.
География
паломнических групп:
Россия: Москва, Московская область,
Великий Новгород, Псков, Ярославль, Череповец, Боровичи,
Ростов-на-Дону, Ставрополь, Луганск, Воронеж, Курск, Саратов,
Старый Оскол, Иван-Город.
Белоруссия: Минск, Брест.
Украина: Оскания-Нова.
Латвия: Рига.
Эстония: Таллинн, Нарва, Кохтла-Ярви.
Финляндия. Франция.
Соотношение
паломнических и туристических групп
|
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Паломники |
50 |
101 |
108 |
153 |
113 |
139 |
115 |
Туристы
|
1
2,0% |
35
25,7% |
55
33,7% |
94
38,1% |
186
62,2% |
140
50,2% |
223
66,0% |
Всего |
51 |
136 |
163 |
247 |
299 |
279 |
338 |
Паломники:
паломнические службы, приходы, монастыри, воскресные школы,
церковные благотворительные и просветительские организации.
Туристы:
турфирмы, отделы социального обеспечения районов Санкт-Петербурга,
учебные заведения, санатории, официальные светские делегации.
Возрастание процентного участия
светских организаций является хорошей возможностью миссионерства.
Прием церковных паломнических групп укрепляет молитвенное единство и
соборность верующих.
В процессе паломнической
деятельности мы столкнулись со следующей проблемой. Все приезжающие
имеют возможность воцерковиться и получить духовную пользу, но
страдающие тяжелыми зависимостями требуют особых условий. Монастырь
не может удержать человека в своих стенах принудительно, так как
вход и выход за ограду свободный. Также почти не ограничена
возможность общения, как личного со всеми находящимися на территории
монастыря, так и по телефону, интернету и с помощью других средств
коммуникации. Ошибочно думать, что монастырские условия сработают
автоматически, без желания самого страждущего и детальной духовной
работы над собой, а также без усилий близких и родственников
зависимого человека. Обычно проявляется целый «куст» проблем, в том
числе проблема потребительского отношения к Церкви — «там должны
помочь» без личного участия нуждающихся. Решение проблемы возможно
при взаимодействии с профильными церковными организациями,
занимающимися социально-благотворительной деятельностью.
Будущее паломнического
служения монастыря, расширение его возможностей и обогащение
внутренним содержанием, мы связываем со строительством нового
монастырского храма Похвалы Пресвятой Богородицы, а также с
развитием богослужебной, просветительской и хозяйственной
деятельности на Санкт-Петербургском и Линтульском подворьях
монастыря.
Монастыри Русской
Православной Церкви хранят и чтут церковные святыни (мощи
святых, чудотворные иконы и другие реликвии) как свидетельство
истинности нашей веры в Воплотившегося Бога – Господа Иисуса Христа.
Монастыри самим своим существованием хранят и живое церковное
предание как совокупность внутреннего духовного делания и внешнего
благочестия. Внутри ограды монастыря находится то сакральное
пространство, попадая в которое человек начинает соразмерять свою
жизнь с непреходящими евангельскими ценностями, которые для России
являются одновременно и фундаментом, и целью национальной жизни.
Соприкасаясь с монастырской жизнью, человек одновременно укореняется
в традиции и находит путь к решению современных проблем. В связи с
этим значение паломничества и религиозного туризма может быть
оценено как весьма важное для сохранения национальной идентичности,
а реализация такого рода проектов как сфера деятельности, требующая
высокого профессионализма и творческого вдохновения.
Аннотация:
Константино-Еленинский женский монастырь организует прием паломников
как в группах, так и индивидуально, а также организует поездки для
сестер, прихожан и всех желающих по святым местам Санкт-Петербурга,
Ленинградской области, России и зарубежья. На Санкт-Петербургском
подворье действует Школа православного экскурсовода, ведется
подготовка гидов для работы в церковной сфере. Цель паломнической
деятельности монастыря – знакомство с духовным богатством
православной церковной традиции.
Ключевые слова:
паломничество, Константино-Еленинский монастырь, воцерковление.
Сведения об
авторе: игумения Илариона (Феоктистова), настоятельница
Константино-Еленинского женского монастыря Санкт-Петербургской
епархии РПЦ, E-mail:
Konst-elena@bk.ru,
тел. 8 (812) 343-67-88 (канцелярия монастыря). Адрес монастыря:
188839, Ленинградская область, Выборгский район, пос.Ленинское,
ул.Советская, д.44
|