НА ГЛАВНУЮ

 

Статья в сборник трудов

2-я международная научно-практическая конференция

«Сакральная география. Аспекты познавательного и паломнического туризма»

 

 

Святые горы в Лукомории

 

Действительный член Русского

географического общества г. Томск,

руководитель ОО НИЦ

"Сибирская Прародина"

Новгородов Николай Сергеевич

 

Напомню, в истории немирно сосуществуют две основные концепции исторического процесса. Первая исходит из древнейшего представления о том, что все цивилизованные народы за исключением варваров, участвовавших в Великом переселении народов, ныне проживают на тех местах, где они рождались. То есть в своём месторазвитии. Сначала эту концепцию с пеной у рта исповедовали древние греки и римляне, считая европейцев варварами. Ныне с не меньшей пеной на ней настаивают цивилизованные европейцы, считая азиатов варварами и называется эта концепция «европоцентризм».

Вторая концепция базируется на утверждении, что переселялись все без исключения евразиатские народы. И весь вопрос лишь в том, как они переселялись, хаотично или закономерно. С хаотичным всё понятно – шарахались по Ойкумене взад вперёд и вправо влево без царя в голове. И некоторые историки так и считают. А закономерное переселение предполагает существование единой для всех народов прародины, откуда в веках и тысячелетиях происходило расселение народов.

Древние шумеры называли свою прародину остров Дильмун, индоарии – горами Меру, древние иранцы –Хара Березайти, древние греки Гипербореей, германцы островом Скандия (Скандза), славяне Лукоморией и Край-землёй. Наиболее сильная версия, на мой взгляд, состоит в том, Прародина была одна, и в этой связи крайне интересно составить сравнительное описание якобы разных объектов. Мы здесь сделаем попытку сравнить Лукоморию и Край-землю. Между ними много общего.

Часть первая. Лукомория

Для всякого русского человека самым сакральным понятием является Лукомория и всё с ней связанное, особенно её локализация. Попробуем разобраться с источниками о Лукомории.

 

1.1                    Филологические источники

 

В 1820 году А.С. Пушкин в Прологе к «Руслану и Людмиле» писал:

У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Далее чудеса, леший, русалка, невиданные звери, избушка на курьих ножках, видения, витязи выходят из моря, колдун в облаках несёт богатыря, бурый волк служит царевне, баба яга в ступе и т.д. и т.п. И при этом русский дух. В Лукоморье Русью пахнет!

Мы видим, что у Александра Сергеевича Лукоморье – это сугубо сказочная страна. И вот это сказочное отношение было привито русской и советской общественности на века. Тем не менее, у отечественных литераторов было и иное отношение к Лукоморью. Например, поэт Леонид Мартынов в  1942 году в Омске опубликовал брошюру «Вперёд, за наше Лукоморье!». Она включала статью Л. Мартынова «Лукоморье» и многочисленные отклики на неё сибиряков-фронтовиков. В 1944 году в «Новом мире» само было опубликовано стихотворение под заглавием «Дивная страна». В 1945 году это стихотворение под названием «Лукоморье» было опубликовано в сборнике с одноимённым названием.

Кто ответит — где она:

Затопило ее море,

Под землей погребена,

Ураганом сметена?

Кто ответит — где она,

Легендарная страна

Старых сказок —

Лукоморье?

 

Это я отвечу вам:

Существует Лукоморье!

Побывал мой пращур там,

Где лукой заходят в море

Горы хладные.

У скал

Лукоморье он искал —

Волшебную эту местность,

Страну великих сокровищ,

Где безмерна людская честность,

Но немало див и чудовищ.

 

Здравствуй, северная Русь!

Стихотворение большое и всё его здесь я привести не могу. Скажу лишь, что Леонид Мартынов в отличие от Александра Пушкина считает Лукоморье вполне реальной страной и даже уверенно локализует её на сибирских берегах Северного ледовитого океана («Где лукой заходят в море горы хладные…»). Далее поэт упрекает учёных в равнодушии к Лукоморью («Не участвую я в споре тех учёных, что давно потеряли Лукоморье на страницах старых книг, в незаписанном фольклоре. Знаю я: где север дик, где сполоха ал язык,- там и будет Лукоморье!»).

 

1.2                    Церковные источники

 

Церковные источники говорят по преимуществу не о Лукомории, а о Лукоморском царе Китоврасе. К их числу относятся так называемые «отречённые книги»: «О Соломоне цари и о Китовраси, басни и кощуны» болгарского экзарха Иоанна, «О Китовраси басни и кощуны», признанная митрополитом Киприаном ложной книгой и, наконец, к церковным источникам я отношу «Сказание о том, как был взят Китоврас Соломоном», [6 С 370-375, 346-347]

Баблейская традиция изображала Китовраса братом мудрого Соломона, причём Китоврас не уступал в мудрости самому Соломону, а явно превосходил его. Китоврас отличался прямодушием, не кривил душой, и  ходил всегда прямо, даже если приходилось при этом ломать собственные рёбра об углы домов.

Китоврас изображался в виде крылатого кентавра, в его наиболее древнем исполнении это был человеко-бык. Он был не чужд волшебству, днём властвовал над людьми, а ночью над зверьми. Знал наперёд судьбы людей, помогал достойным, даже если те оступились. Мог тесать камни, не применяя железа. Был силён, взмахом крыла забросил Соломона на край земли.

 

1.3 Картографические и исторические источники

 

Задолго до Пушкина и Мартынова Лукомория была изображена на географических картах Западной Сибири Г. Меркатора (1595), И. Гондиуса (1606), И. Массы (1633), Дж. Кантелли (1683), Г. Сансона (1688). Сверхважно следующее, на указанных картах изображена доермакова Сибирь с городами Коссин, Серпонов, Грустина, Камбалык. Казаки Ермака и последовавшие за ними казачьи отряды (Писемский и Тырков) упомянутых городов в Сибири не обнаружили. Сами перечисленные картографы в Сибири не бывали. Считается, что свои карты они составляли на основании сведений, собранных на Москве австрийским посланником Сигизмундом Герберштейном, побывавшем в русской столице дважды, в 1517 и 1526 гг. В 1549 г. Герберштейн опубликовал свою книгу «Записки о Московии», позже неоднократно переиздававшуюся. К книге была приложена карта Московии, включающая территорию Западной Сибири.

О стране Лукомории Герберштейн писал, что она находится «,,,в горах по ту сторону Оби». И далее: «Из лукоморских гор вытекает река Коссин (Kossin), при устье которой находится крепость Коссин; ею прежде владел князь Венца (Knes vuentza), а теперь его сыновья. Туда от истоков большой реки Коссин два месяца пут. Вместе с этою рекою берёт начало другая река Кассима (Kassima) и, протекши через Лукоморию, впадает в большую реку Тахнин (Tachnin), за которою, по рассказам, живут люди чудесного вида: у одних, как у диких зверей, всё тело поросло волосами, у других собачьи головы, у иных совершенно нет шеи, на месте головы грудь, нет ног, а длинные руки. Есть и в реке Тахнин одна рыба с головою, глазами, носом, ртом, руками, ногами  пр., по виду совершенный человек, однако без всякого голоса; она, как и другие рыбы, доставляет приятную пищу». Цит. По А.М.Малолетко. Лукомория – первая русская колония в Сибири. Томск: ТГУ, 2005, С.4.

Герберштейн также не бывал в Сибири. Сам он писал, что всё приведенное им в его книге «…переведено из доставшегося мне русского дорожника, хотя в этих известиях некоторое кажется баснословным и едва вероятным».

И ещё в одном месте Герберштейн упомнает Лукоморию в связи с городом Грустиной. «От устья Иртыша до крепости Грустины (Grustina) два месяца пути, от неё до озера Китая (Kitai), которая, как сказал я, вытекает из озера, более чем три месяца пути. От этого озера приходят в большом множестве чёрные люди, лишённые общего всем дара слова; они приносят с собой много товаров, преимущественно же жемчуг и драгоценные камни, которые покупаются грустинцам и серпоновцами. Они называются лукоморцами от Лукомории (Lukomorya), лежащей в горах по другую сторону Оби от крепости Серпонов (Serponovu). Сказывают, что с людьми Лукомории происходит нечто удивительное и невероятное, весьма похожее на басню: как носится слух, они каждый год умирают, именно 27 ноября, когда у русских празднуется память Св. Георгия, - а потом оживают, как лягушки, на следующую весну, большей частью около 24 апреля. Грустиннцы и серпоновцы ведут с ними торговлю необыкновенным, неизвестным в других странах способом. Ибо когда у них наступает определенное время умереть или заснуть, они складывают товары в известном месте, а грустинцы и серпоновцы уносят их, оставляя вместо них свои товары и делая ровный размен. Возвратясь к жизни, лукоморцы требуют назад свои товары, если лукоморцы находят, что им сделана несправедливая оценка. Оттого возникают между ними весьма часто ссоры и войны». Цит. По А.М. Малолетко. Лукомория – первая русская колония в Сибири. Томск: ТГУ, 2005, С 5-6.

 

1.4 Попытки объяснения, как сугубо прибрежно-морской термин «заплыл» на сибирское сухопутье.

 

В связи с неоспоримой сибирской локализацией Лукомории, возникает ряд очень острых вопросов: как этот топоним оказался в середине Западной Сибири, каким миграционным процессом он был обусловлен? Почему он возник здесь задолго до Ермака? Где жили Каяловы до переселения на Иртыш? Где происходило легендарное сражение князя Игоря с половцами?

Термин «Лукомория» - слово сугубо русское. Оно означает излучину морского берега «где лукой заходят в море скалы хладные». В науке существую две версии, относительно того, с берегов какого моря, тёплого или ледовитого далёкие русские предки принесли на берега Оби этот характерный топоним.

Первую выдвинула этнограф Галина Ивановна Пелих, профессор Томского госуниверситета. Изучая нарымских селькупов на протяжении 30 лет (начиная с40-х годов), Г.И. Пелих много раз встречалась с некими русскими Каяловыми. Рассказы этих Каяловых, обобщённые Галиной Ивановной в 1995 г., послужили выработке версии о том, что термин Лукоморье был занесён в Сибирь на берега Иртыша русскими переселенцами-самарами за 10 поколений до Ермака с берегов тёплого южного моря. Жили эти Каяловы на реке Каяла, притоке реки Самара, разводили лошадей экзотической голубой масти, которых называли бахмутами. Рядом жили конокрады цингалы. Самара текла на запад, а Каяла была её левым притоком, изогнутым дугой, за что и получила своё название «река-коромысло». Русских самаров называли ещё «паджо» (дразнили паджами!). Причиной, заставившей Каяловых и других самаров-паджо покинуть родные места и переселиться в Сибирь на берега Иртыша послужили страшенные войны. Случилось это за десять поколений (200-250 лет) до Ермака, то есть во второй половине XIV века. Переселвшиеся самары-паджо оставили в Сибири характерные топонимы: Каялово, Самарово, Цингалово. Г.И. Пелих высказала убеждение, что и топоним «Лукоморье» был принесён в Сибирь этими же переселенцами. Лукоморьем ими была названа крутая дуга возвышенного обского берега против северного устья Иртыша [5].

Позже идею Г.И. Пелих активно развивал томский специалист по палеоопнимике профессор А.М. Малолетко [3]. Как исследователь сибирской топонимики, Алексей Михайлович считает себя учеником М.Ф. Розена [], который в результате меноголетних разысканий пришёл к выводу о том, что термин лукоморье использовался русским населением применительно к лукообразным изгибам не только морских, но и речных берегов.

 

1.5 Краткие соображения о локализации Лукомории

 

Море. Исходя из этимологии, Лукомория располагалась в излучине морского берега, хотя М.Ф. Розен, Г.И. Пелих и А.М. Малолетко оспаривали этот вывод, полагая, что означенной излучиной мог быть большой изгиб большой реки [Розен, Пелих, Малолетко]. Анализ расположения Лукомории на средневековых географических картах показывает связь локализации Лукомории с возрастом карты, а именно: чем моложе карта, тем южнее располагается на ней Лукомория. Это свидетельствует, на мой взгляд, о том, что название «Лукомория» давал всё новым местностям переселявшийся с берегов СЛО русский народ.

Горы. Герберштейн писал, что Лукомория находится «,,,в горах по ту сторону Оби». И далее: «Из лукоморских гор вытекает река…». Более ничего, по сути, об этих горах мы не знаем, и вопрос о них придётся пока отложить, тем более, что непосредственно «за Обью», то есть восточнее неё никаких внушительных гор нет, разве что на юге Западной Сибири. Мартынов писал, что эти горы «лукой заходят в море», но с поэта что взять, не указывает источника, кроме пращура, давно сгинувшего в сибирских снегах.

Реки. Согласно Греберштейну «другая река Кассима (Kassima) и, протекши через Лукоморию, впадает в большую реку Тахнин (Tachnin)». Согласно известному буквопереходу «х» в «с» и «з», в реке Тахнин угадывается река Таз. С такой трактовкой согласны большинство учёных. Правда, через какие-либо горы река Таз не протекает, но направление через неё с Оби может вывести нас на искомые горы.

Лукоморцы. Герберштейн сообщал о лукоморцах поразительную подробность, дескать засыпают 27 ноября, полгода спят и просыпаются около 24 апреля. Может быть, нам эта подробность пригодится.

С лукоморцами вели «немую торговлю» жители сибирских городов Грустина и Серпонов. Локализация этих городов, будь она нам известна, могла бы помочь в локализации загадочной Лукомории.

Лукоморский царь Китоврас имел одну важную особенность, которая нам непременно пригодится. Он не терпел криводушия, то есть был предельно честным правителем. Надо полагать, что и вся его страна была страной правды. «В Лукоморье безмерна людская честность» Южную часть Лукомории арабы и иранцы называли Артанией, а Арта – столица Артании – это город Правды.

 

Часть вторая. Святые горы в Край-земле

Почти полтора столетия назад на Балканах у болгарских помаков замечательным этнографом Стефаном Ильичем Верковичем было записано огромное количество старинных песен. Веркович был боснийским сербом, археологом, историком, этнографом, панславистом, хорошо знал помакский язык, один из архаичных языков южнославянской группы. В 1860 г. он выпустил в Белграде сборник «Народне песме Македонски булгара». Всего им вместе с его помощником Иваном Гологановым было собрано 1515 песен, сказаний и преданий общим объёмом 300 000 строк. С 1862 по 1881 незначительная часть этого собрания (около одной десятой) была опубликована Верковичем. В 1874 г. им был издан первый том книги «Веда словен», сопровождавшийся французским переводом. Французские лингвисты, детально изучавшие в конце XIX века  Индоарийские Веды, проявили интерес к материалам, собранным Верковичем. В 1871 году Французское министерство народного просвещения поручило Огюсту Дозону, консулу в Филиппополе, владевшему южнославянскими наречиями, удостовериться в подлинности и архаичности македонских песен. Дозон вынужден был признать македонские песни безусловно подлинными. Более того, он сам записал и опубликовал во Франции прелюбопытную македонскую песню об Александре и коне его Буцефале. Работой Верковича заинтересовался российский император Александр II. Второй том «Веды славян» был издан при финансовой и организационной поддержке Александра в Санкт-Петербурге с подзаголовком «Обрядные песни языческого времени, сохранившиеся устным предfнием у македонских и фракийских болгар-помаков». Убийство террористами царя-реформатора положило начало замалчиванию результатов работы Верковича и надолго, если не навсегда, отодвинуло признание  Славянской Прародины в Арктике. Замалчиванию работ Верковича способствовало то, что на 4-м археологическом  съезде 10 августа 1877 года в Казани песни, им записанные, были признаны подделкой. Трудно понять почему, но и в Советскую эпоху и ныне в отечественной научной печати продолжается замалчивание работ С.И. Верковича.

Славяне-помаки вынужденно приняли ислам вследствие того, что христиане-византийцы разрушали их святыни и сжигали книги. В их числе «Вета», «Звезница», «Звёздная книга Коляды», «Ясна книга», «Земница», Петица» и др. Принявши формально ислам, помакцы продолжали исполнять древние ведические славянские песни, унаследованные от своих далёких предков, в которых цитировали утраченные книги наизусть. Они сохранили живое предание о временах Александра Великого. Веркович находит вариант песни об Александре Великом, две песни об Орфее и песню о переселении прародителей с древней прародины на востоке и с древнейшей на севере. То есть переселение происходило в два этапа: сначала с севера на юг и позже, после, по-видимому, продолжительной остановки, с востока на запад и длилось оно три года.

Ныне Ю.А. Шиловым и В.Г. Барсуковым выдвинуто предположение о том, что Край-Земля располагалась в Африке, и что именно из Африки  далёкие предки славян пришли на Балканы и в Родопы. Основывают они этот вывод на ласточках, которые на зиму улетают в Африку. Вот фрагмент перевода помакской песни, сделанного В.Г. Барсуковым:

    Откуда прилетела ласточка,

    Ласточка, эта пташечка?

    Летала она на Край-Землю,

    В Край-Землю, да на поле.

    Там, где солнце греет,

    Где Солнце не заходит.

Мы знаем, что в Африке солнце каждый вечер прячется за горизонтом, а вот в Заполярье,  действительно в течение полярного дня солнце не заходит за горизонт. Так что Африка и Край-Земля местности несовместные.

В песнях много персонажей, много топонимов. Помаки славили Вышня, Сиву, Злату-Майю, Живу-Юду, Велеса, Друида, Коляду, Груздину. В них упоминаются Сурова Ламия, Чета-король, Хараппская земля (поле), Шерние земля – земля Правды.. И это позволяет более или мене надёжно локализовать Святые горы в Край-земле.

Главнейшим утверждением «Веды славян» является утверждение о том, что Славянская прародина располагалась совсем не там, где проживали славяне в конце  XIX века. В Ведах убедительно говорится об исходе предков славян с Крайнего севера из Северной прародины, которая македонцами называлась Край-землёй. Край-земля была действительно на краю Евразиатского материка близ Черного, то есть покрытого мраком, моря, в которое впадали два Белых (покрытых льдом и снегом) Дуная. В Край-земле зима и лето длились по полгода, что свидетельствует не только о заполярных условиях этой земли, но о её приближенности к Северному полюсу.

    Итак, славянская прародина Край-земля располагалась в Евразиатском Заполярье. Но оно велико, от Кольского полуострова до мыса Дежнева. Попробуй, поищи!

    Однако в «Славянских Ведах» Имеются другие признаки, позволяющие достаточно  узко локализовать район поисков. В «Ведах» упоминается народ юрийцы. Арабские путешественники Ибн Фадлан и Ал-Гарнати, посещавшие Волжскую Булгарию, Йюрой называли Югру. Коли так, Край-земля располагалась по соседству с Югрой, а это Приполярный Урал и Зауралье.

Кроме того,  в «Край-земле» были Святые горы и в них жил былинный богатырь Святогор. В нашем Заполярье есть горы на Кольском полуострове, есть Приполярный Урал, есть горы Бырранга, есть плато Путорана, есть хребты Верхоянский и Черского.   Из перечисленных горных объектов наше внимание привлекают прежде всего горы Путорана. Почему? Потому что в «Славянских Ведах» имеются упоминания топонимов и «героев», весьма схожих фонетически с путоранскими топонимами.

    Во-первых, в «Ведах» упоминается некий дракон, живущий в горном озере и не пропускающий людей через горное ущелье и озеро. Дракона называли Сурова Ламия. Неподалёку от Норильска в горном ущелье плато Путорана есть озеро, называемое Лама. Очень может статься, что озеро Лама близ Норильска названо в честь Суровой Ламии.

    Во-вторых, в  Край-земле, согласно «Ведам», упоминается Чета-край, (Чета-земля, она же Читайская земля). Русский переводчик «Славянских Вед» Александр Игоревич Асов считает возможным называть эту Читайскую землю Китайской землёй. В данном случае речь идёт совсем не о Китае. На средневековой карте Витсена (XVII век) рекой Китаем назывался Енисей, а Китайской землей считалось междуречье Оби и Енисея. Южнее озера Лама в Путоранских горах расположено озеро Хета. На современных картах подпись возле этого озера дублируется в скобках названием Кита. Весь север Сибири между Обью и Енисеем и восточнее характеризуется обилием хеттских гидронимов. Переход «х» в «к» (Хатанга – Катанга, Хетта – Кета) в результате тюркизации очень характерен для Сибири и не только для Сибири.

    В-третьих, частью  Край-земли является Харапское поле. В Харапской земле близ двух Белых Дунаев находилась страна Правды (Шерние-земля). На юге плато Путорана есть река Горбиачин. С учётом закономерного буквоперехода («г» - «х», «п» - «б»), при наличии форманта «чин», Горбиачин проясняет локализацию  Харапского поля и страны Правды.

    В-четвёртых, в «Ведах» говорится о том, что рядом с Харапским полем жили дивьи люди. Они не пахали землю, не сеяли, не занимались никаким производительным трудом, жили грабежом и были по сути дикарями, пещерными троглодитами. Дивы, дивьи люди известны из русских летописей и славянского фольклора. Этих волосатых гигантов использовали в битвах в качестве несокрушимых богатырей. Об этом писал Низами в поэме «Искендер-намэ». В Булгаре арабские путешественники видели их сидящими на цепи. Едигею татары подарили двух диких волосатых людей, пойманных в Сибири на горе Арбус (Это, видимо, Брус-камень).

 На Востоке дивов называли дэвами. Профессолр Б.Ф. Поршнев, доктор исторических наук и доктор философии, считал дивов-дэвов реликтовыми гоминоидами, неандертальцами, дожившими до нашего времени. В настоящее время их называют снежными людьми. Ханты снежных человеков называют «маигики», что позволяет предполагать в них легендарных гогов и магогов. Низами как раз описывал их как диких волосатых гигантов, нападавших на людские поселения и грабивших их.

На западе плато Путорана между рекой Горбиачин и озером Хетта (Кита) нами обнаружено более десятка гог-магоговских гидронимов: река Тонельгагочар (река Тонель Гога), река Ирбэгагочар (Рыбная река Гога), река Гогочонда, залив Хантайского водохранилища Могокта (много Магогов) и две реки с таким же названием, река Малая Могокта, реки Мокогон и Умокогон, река Макус, заливы Моген и Могады.  Такое обилие гог-магоговских гидронимов на площади 30 на 30 км свидетельствует, что дивьи люди жили именно здесь.

Резюмируя вышеописанные совпадения Путоранской топонимики с топонимикой «Славянских Вед» можно предполагать неслучайность этих совпадений. С некоторой долей уверенности можно утверждать, что Славянская Прародина, Край-земля – это Таймыр. Таким образом, существование Славянского полюса, декларированное Александром Тощевым, находит подтверждение.

Одну из полубогинь, птицедеву сестру Месяца, заведовавшую в Прародине открыванием и закрыванием замков на воротах семидесяти тоннелей-пещер, звали Груздина. Близкое совпадение фонетики Груздины и Грустины позволяет задаться вопросом, уж не Груздине ли обязан своим названим город Грустина, стоявший на месте Томска до прихода сюда Тамерлана?


 

 

Литература

1.                                        Анучин Д. Н. К истории ознакомления с Сибирью до Ермака. Древнее русское сказание «О человецех незнаемых в Восточной стране» // Древности. Труды Московского археологического общества. Т.14. М., 1890. стр. 232—233.

2.                                       Герберштейн Сигизмунд. Записки о Московитских делах. Павел Иовий Новомосковский. Книга о Московском посольстве. Введение, перевод и примечания А.И. Малеина.СПб.: изд-вао Суворина, 1908, 383 с.

3. Малолетко. А.М. Лукомория – первая русская колония в Сибири. Томск: ТГУ, 2005, С 5-6.

4. Новгородов Н.С. Сибирское  Лукоморье. М. «Вече», 2007. 350 с.

5. Пелих Г.И. Обские Каяловы о реке Каяла//»Вопросы географии Сибири»,вып.21.-ТомскТГУ 1995 С.67-81.

6.«Сказание о том, как был взят Китоврас Соломоном», Изборник («Сборник произведений литературы Древней Руси»), М.: Худ. л

ит., 1969, С 370-375, 346-347.

 

 

 

 

                                             

Северное царство, где люди впадают в зимнюю спячку, чтобы проснуться к возвращению весеннего Солнца —

такая трактовка зафиксирована в исследованиях Н.М.Карамзина, А.Н.Афанасьева и А.А.К

 

Описание: http://etnogena02.hut2.ru/Path-SKOLO/10-lukomorieRUS-2_files/1318259702_lucomorie.jpg

 

 Фрагмент карты Дж. Кантелли « La gran Tartaria divisa ». 1693г.

 

 

 

 

 

 

НА ГЛАВНУЮ